Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

В обществе XIX века мода была ключевым способом продемонстрировать социальное положение и богатство. Только очень бедные или богатые люди осмелились бы отклониться от стиля того времени.

Наряды должны быть стильными и подчеркивать красоту, демонстрировать окружающим социальное положение владельца – или, по крайней мере, положение, к которому все стремились. В то же время, они должны были соответствовать последним тенденциям в моде, которые печатали в журналах. Портнихи, портные и владельцы магазинов должны направляли и консультировали своих клиентов. Они тактично отговаривали барышень от принятия неуместного выбора и помогали замаскировать все изъяны в фигуре, скрывая их под нарядами.

На протяжении всего столетия, мода (особенно в женской одежде) заметно менялась с каждым десятилетием. Платья отличались дорогими тканями, пышными фасонами, роскошью и женственностью. Основными тканями на то время были: хлопок, шелк, бархат, муслин, батист, лен, креп, шерстяная фланель. Нововведением стали большие съемные шлейфы и корсеты.

Конечно, в социальном спектре всегда находились люди, для них новая одежда являлась недостижимой роскошью. Когда бедняги имели несколько пенсов – обращались к продавцам подержанных вещей или принимали благотворительные пожертвования, даже самой старой модели ни были очень рады и носили ее, пока вещь не теряла внешний вид. Для высшего общества все выполнялось индивидуально, на заказ, вплоть до туфель, перчаток, шляпок.

Как создавали одежду в 19 веках?

Создание предметов одежды было медленной, трудоемкой работой, но тем не менее клиентам шли на встречу и пытались выполнить все очень быстро. Портнихи чрезвычайно много времени, даже ночью сидели над изделиями, чтобы в максимально короткие сроки все закончить и удовлетворить пожелания богатых дам.

Ткани были высокого качества, благодаря чему, одежду из них носили долгое время, при этом она не теряла свой вид. С новыми тенденциями – просто заносили не модные вещи в мастерскую и к ним добавляли разные отделки: перья, бархат, банты, кружево и многое другое. Обувь уважаемых дам стоила примерно как зарплата бедным рабочих за несколько недель.

Виды и фото платьев 19 века, которые принято было иметь в гардеробе

С начала до середины XIX века до 1960-х годов существовал целый ряд стилей одежды, посвященных различным приемам. Принято было одеваться «по случаю».

      • Платье для дома. Его одевали только в своем доме. Это самый простой стиль, относительно удобный, часто покрой был похож на халат. Длинные рукава, высокий вырез, приглушенные пастельные цвета, небольшие украшения или вовсе их отсутствие.
      • Дневное платье. Более тщательно продуманная версия домашнего, для приема посетителей. Поскольку гости не всегда могли сообщить о своем приходе – создали такой вариант.
      • Наряды для посещений. Созданы для походов на мероприятия в дневное время. Вежливо приглушенная элегантность, которая не должна смущать хозяйку. Поскольку посещения сопровождались пребыванием на открытом воздухе по дороге туда и обратно, платье отражало сезонные изменения в определенной степени, материалы подбирали по погоде. Было принято выходить из дома в перчатках и шляпке. Платье для посещения в 1920 годах заменили на вечернее.
      • Для путешествий на транспорте. Акцент делался на практичности: они были удобными, чтобы без проблем можно выйти из машины или другого транспорта. Цвета предпочитали темные для более простой чистки.
      • • Вечерние платья. Шили для вечерних занятий, таких как официальные приемы, концерты, посещение театра. Фасоны подчеркивали элегантность, красоту, богатство и порядочность владельца. Цвета использовали различные – от пастельных до красочных. Допустимо декольте, короткие рукава, пышные юбки и большое обилие украшений. Если рукав являлся коротким – образ дополняли легкими перчатками.
      • • Бальные платья 19 века. Практически не отличались от вечерних. Леди любили именно такие этот наряд. Декольте зачастую делали с вырезом, плечи могли быть как открытыми, так и закрытыми. Обязательным атрибутом считали обтягивающий корсет, который подчеркивал хрупкость дамы, и наличие множества разных украшений – перья, шляпки, камни, банты…
      • Свадебные платья XIX века. В течение XIX века стало модно жениться в белом наряде, если дамы могли себе это позволить. До конца 19-го века было вполне нормально вступать в брак в своем лучшем вечернем платье. Особенностью покроя являлись высокие воротники-стойки и длинные рукава.
      • Отдельной кастой являлась одежда для простых и работающих людей: платья для провинциалок – с недорогих тканей и менее декорированы. Для учителей так же делали отдельные фасоны – полностью закрытые и без пестрых цветов. Наряды работающих женщин создавали без украшений, драпировок и турнюра. Для работы одежду шили из хлопка и ситца, для праздников — из шелка, но более дешевого.

      Мода XIX века постоянно менялась, привносила что-то новое, неожиданное. При этом все фасоны отличались элегантностью, женственностью, роскошью и изяществом.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      И снова в 19 веке Франция выступает в качестве основателя женской и мужской моды. Все европейцы смотрят только на французские детали одежды и копируют подобие образов в свои. Женский костюм приобретает вычурность, но это только идет на пользу многим дамам.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      Самым главным отличием женских платьев 19 века стал кринолин. Кринолин — это конструкция из гибких ивовых прутьев, которые собираются вместе с металлическими обручами, китовым усом формируя тем самым каркас под нижнюю юбку. Благодаря кринолину платья имели особенную пышность. Изначально в моде был только круглый кринолин, а уже позже стал овальный.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      В моде до сих пор корсеты, которые очень туго шнуровали слуги, либо домочадцы. Обычные платья для выхода в свет или по дому имели глухой лиф и широкие рукава. А вот бальные были напротив — с добавлением глубокого декольте и не имели рукавов.

      Модные атрибуты женской одежды в 19 веке

      Кроме платье в моду вступают приталенные жилеты — казакины. Их носили поверх платьев на прогулках или когда ездили по гостям. Вместе с казакинами женщины носили различные виды шали, накидки, мантильи, пелерины и жилеты.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      В качестве аксессуаров к образу дамы 19 века всегда прикладывалась сумочка, лорнет и зонтик. Лорнет — это разновидность монокля. Именно в 19 веке зарождается мода на купальные и дорожные костюмы. Во второй половины 19 века в моду входит демонстрация богатства и достатка, что усиленно демонстрировалось на одежде любого вида.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      Цвета женской одежды 19 века

      Изначально в 19 веке в цвете были популярны только темные оттенки, которые смотрелись довольно-таки стильно, но не мрачно. Чуть позже в моду вводится голубой, зеленый, розовый и светлый тон.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      Во время демонстрации богатства на одежде, которое называлось эпоха «позитивизма» вся одежда вышивалась дорогим узором, декорировалась различными элементами, а при изготовлении костюмов использовался шелк, бархат, шерсть, кружева и другое.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      Модный тип женской фигуры 19 века

      В 19 веке особенно ценились высокие и стройные женские фигуры. Это достигалось с помощью корсета, который зашнуровывался очень туго. Благодаря пышным юбкам визуально казалось, что женщина больше и выше, чем есть на самом деле. Сам корсет был настолько длинным, что стягивал фигуру почти до самых бедер.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      Женская обувь 19 века

      Женщины носили туфли на каблуках-рюмках или каблуки-квадраты. Также в моде были ботинки на шнуровке, которые могли иметь короткий, средний или удлиненный вид. Именно во второй половине 19 века женщины стараются подбирать только высокие ботинки на шнуровке и пуговицах, которые изготавливались только со средним и высоким каблуком.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      Женские прически и головные уборы 19 века

      Женщины носили пышные шиньоны, которые были нередко больше чем их головы. Позже волосы стали укладывать сзади головы и прятали их в сетку. Такие волосы украшали цветами, жемчугом и другим украшением для волос.

      Все о женской моде 19 века (XIX) — интересные факты

      В качестве головных уборов женщины носили соломенные шляпки с вуалью, чепчики с подвязками под подбородком и треуголку с перьями.

      Платья 19 века не раз подвергались многочисленным и кардинальным изменениям на протяжении всего столетия. Наша статья – небольшой экскурс в историю. Она наверняка будет интересна модницам.

      Одежда является своеобразным зеркалом времени, отражающим не только модные, но и культурные, политические, философские и другие течения эпохи. Девятнадцатый век, как и другие эпохи, отличается своими эстетическими идеалами женской красоты, которые были выражены в нарядах и аксессуарах. Платья 19 века не раз подвергаются многочисленным и кардинальным изменениям на протяжении всего столетия.

      Платья 19 века

      19 век – это период борьбы разных направлений, переломное время в сознании и культуре человека. Это эпоха становления принципов реализма, смена религиозного и мифологического восприятия утилитарным мышлением. Разумеется, эта смена нашла отражение в характере женских платьев 19 века. Так, век начинается с привлекательных античных, несколько театрализованных нарядов и заканчивается прагматичными и удобными.

      В начале века происходит настоящий переворот – пышный и гротескный стиль рококо сменяется простым ампиром. Поэтому сложные наряды заменяются полупрозрачными моделями простого кроя в греческом стиле. В моде античный силуэт, напоминающий стройную колонну греческого храма. Платья начала 19 века – это легкие наряды с завышенной талией и лентой под грудью, глубоким вырезом, рукавами-фонариками, свободным подолом со складками, длиной в пол. В моде были белые, синие и красные оттенки, а также минимум косметики, отказ от париков. Наряды 19 века в стиле ампир носили с шелковыми балетками с длинными ленточками, которыми обвязывали ноги.

      1820-1825 годы стали периодом «Реставрации», то есть возвращением к существующим прежде формам. Талия женского платья по-прежнему остается высокой, но постепенно ее заковывают в корсет. Юбка приобретает форму колокола, появляется металлический каркас и нижние крахмальные юбки.

      С 1837 года законодательницей мод становится взошедшая на престол королева Виктория, которая очень любила красивые вещи. В моду входит романтизм, а вместе с ним – возвышенные, одухотворенные и мечтательные образы. Платья 19 века в этот период приобретают особую пышность и богатство отделки. В моде силуэт «песочные часы», создаваемый изящным корсетом, юбкой на кринолине и пышными широкими рукавами на каркасе.

      К 60-м годам платья 19 века стали украшать объемными воланами, фестонами, зубцами, узорчатой каймой. Подол постепенно достигает в диаметре 2,5-3 метров. Этот период стали именовать «вторым рококо». Наряды дополнялись изящными шляпками и чепцами, перчатками, зонтиками, шнурованными ботиночками, шалями, боа, муфтами и ювелирными украшениями.

      70-80-е годы 19 века ознаменованы появлением турнюра – это приспособление в виде небольшого каркаса и подушки, которую дамы подкладывали сзади под подол платья, чтобы придать фигуре пышности. В моде были стройные, высокие силуэты с пышной задней частью в области ягодиц, поэтому платья с турнюром сзади украшали рюшами, складками и драпировками.

      В конце 19 века происходит активное развитие производства одежды, появляется широкий ассортимент тканей и первые Дома мод. Одежда частично теряет свою эксклюзивность, так как тиражируется в массы. В моду входят платья слегка изогнутого S-образного силуэта. Верхняя часть немного наклонена вперед («голубиная грудь»), живот подтянут, а нижняя часть слегка отстает назад. Такие фасоны создавались с помощью специального корсета и нижней юбки.

      Платья 19 века для разных случаев

      Женщины XIX столетия любили менять наряды много раз в течение дня.

      • Утренние – дамы спускались завтракать в простом наряде из гладкого материала. Он был с длинными рукавами, сдержанных цветов. Дома носилось простое платье с запахом, карманами и поясом.
      • Бальные – великолепные и роскошные наряды шили из дорогих материалов: тафта, шелк, поплин, атлас, бархат и муар. Цвет мог быть матовым, однотонным либо блестящим. Платье для балов дополняли перчатками, обувью на каблуке и веерами.
      • Свадебные – выполнялись в стиле ампир. Как правило, они были неброских оттенков. Шили наряд невесты с завышенной талией, глубоким декольте и укороченными рукавами. Платье из атласа сверху прикрывался прозрачной материей.
      • Зимние – их носили дома и для прогулок. Наряд выполняли из шерстяного материала, украшали вышивками и мехом. В основном модели шили из люкзора, мериноса, барежа, кастора и драдедама.
      • Для провинциалок – женщины из провинции носили менее декорированные и недорогие наряды. Платья шили из шерсти, льна либо хлопка.
      • Для поездок в экипажах – платье, предназначенное для таких целей, было свободным и практичным. Его шили короче обычного, чтобы женщина могла легко садиться и выходить из кареты, а также, чтобы оно не пачкалось в путешествии.

      Посмотрите, как выглядели наряды из прошлого на фото. Как вы находите представленные модели?

      Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

      Свадебное платье невесты всегда является предметом широкого обсуждения. И каждая невеста мечтает выглядеть в нем, как принцесса. А в каких нарядах выходят замуж настоящие принцессы или невесты принцев? Уже совсем скоро мы увидим одно из таких платьев на Меган Маркл, невесте принца Гарри, и она наверняка будет выглядеть в нем потрясающе. А пока сделаем экскурс в прошлое и полюбуемся на шикарные наряды невест XIX века.

      Шарлотта Августа Уэльская

      В 1816 году принцесса вышла замуж за принца Леопольда Саксен-Кобургского. Можно сказать, что вся Британия с нетерпением ждала эту свадьбу. Дело в том, что замуж выходила не просто Шарлотта, принцесса Уэльская. Кроме нее у Георга III не было больше ни внуков, ни внучек. Поэтому именно с Шарлоттой были связаны надежды на продолжение династии. Свадьба отмечалась очень широко – гуляла вся страна.

      « …Её платье представляло собой серебряное ламе на тонкой сетке, поверх густо расшитого серебром платья, с подолом, вышитым серебряными раковинами и цветами. Корсаж и рукава гармонировали друг с другом и были элегантно отделаны брюссельскими кружевами. Мантия была из серебряной ткани на подкладке из белого атласа, с вышитым кантом, гармонировавшим с вышивкой на платье, и застёгивалась впереди великолепной бриллиантовой застёжкой. Таким было платье невесты… ».

      Но на совместное счастье молодоженам было отведено чуть больше года – Шарлотта скончалась при родах.
      Не умри она в 21 год, то правила бы Англией после своего отца и деда (короля Георга III). Однако, история Британии пошла по другому пути — на престол взошла не королева Шарлотта, а королева Виктория…

      Королева Англии Виктория

      После печального события, смерти Шарлотты в 1817 году, неженатые сыновья Георга III срочно стали создавать семьи, главным образом, для продления рода. И 24 мая 1819 года, у Эдуарда, герцога Кентского, «по заказу» родилась девочка — принцесса Виктория Кентская, будущая королева.

      В 1837 году она взошла на престол, а в 1840 вышла замуж за принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Прекрасная история их любви знакома многим.

      10 февраля 1840 года. Церемония бракосочетания королевы Виктории и принца Альберта во Дворце Сент — Джеймс

      Отказавшись от традиционной на то время свадебной одежды из серебристой парчи, Виктория появилась на торжестве в эффектном белом платье и белой фате. Наряд будущей королевы был сшит из атласа и украшен изысканным кружевом, над которым в течение полугода трудились более сотни кружевниц. После свадебной церемонии все образцы кружева были уничтожены.

      Виктория так описала свой наряд: » Я была одета в белое атласное платье с кружевами, имитирующими старые модели. Драгоценности были минимальными: мое турецкое бриллиантовое ожерелье и серьги, а также красивая сапфировая брошь, которую мне подарил мой дорогой Альберт «.

      Это платье решительным образом повлияло на свадебную моду – с тех пор традиционным цветом платья невесты стал белый. Сегодня на это платье можно полюбоваться в Кенсингтонском дворце.

      Свадьбы детей королевы Виктории и Альберта

      Виктория Аделаида Мария Луиза, она же Викки, старшая дочь Виктории и Альберта

      В 1858 году вышла замуж за прусского принца Фридриха, с которым неофициально и весьма романтически обручилась, когда ей было всего 14, а ему 21. Спустя некоторое время стала королевой Пруссии.

      Принцесса Алиса Мод Мэри, дочь Виктории и Альберта

      Великая герцогиня Гессенская и Рейнская, мать императрицы Александры Федоровны. В 1862 году вышла замуж за принца Людвига, впоследствии ставшего Людвигом IV, герцогом Гессенским и Рейнским.

      Повеселиться на свадьбе не пришлось, поскольку при дворе еще соблюдали траур по принцу Альберту, скончавшемуся незадолго до свадьбы.

      Сын королевы Виктории Эдуард и Александра Датская, королева Великобритании и Ирландии

      Когда в 1863 году принцесса Александра Датская выходила замуж за старшего сына королевы Виктории Эдуарда, будущего Эдуарда VII, ее свадебный наряд поражал воображение своей роскошью. Говорят, невесту наследнику лично подбирала его мать, королева Виктория, и старшая сестра, кронпринцесса Виктория Прусская.

      На невесте было атласное платье белого цвета. Оно было украшено « гирляндами из флёрдоранжа и мирта и оборками из тюля и хонитонских кружев ». Так же был украшен и шлейф из « серебряного муара ». Четыре пышных кружевных яруса почти закрывали всю юбку, из кружева была сшита и фата.
      И свадьба тоже прошла пышно и помпезно.

      Елена Августа Виктория, она же Ленхен

      В 1866 году третья дочь королевы Виктории Елена сочеталась браком с обедневшим немецким принцем Кристианом Шлезвинг-Гольштейнским, который был старше ее на 15 лет. В браке они прожили долгую и спокойную жизнь.

      Луиза Великобританская, герцогиня Аргайл

      Самая красивая из дочерей Виктории. В 1871 году вышла замуж не за принца, а за представителя британской знати Джона Кэмпбелла, маркиза Лорна. Детей у Луизы и Джона не было. Насчет сексуальной ориентации Лорна ходили очень неприятные слухи.

      Принцесса Великобритании Беатриса

      Когда все старшие сестры вышли замуж и разъехались, с матерью осталась лишь ее младшая дочь Беатриса. Она с матерью была неразучна. Все были уверены, что Беатрисе уготовлена судьба так и остаться в родном доме с матерью. Рассчитывала на это и Виктория. Но в 27 лет Беатриса всех удивила, объявив, что выходит замуж за принца Генриха Баттенберга.

      В 1885 году Виктория разрешила дочери надеть на свадьбу свое подвенечное платье.

      Евгения Монтихо, последняя императрица Франции, супруга Наполеона III

      Наполеон III не побоялся бросить вызов нации, сделав императрицей женщину не королевских кровей. Евгения была очень красива, хорошо одевалась. А после свадьбы она стала законодательницей мод для всех европейских модниц.

      29 января 1853 года состоялась гражданская церемония бракосочетания. На Евгении было платье из розового атласа, отделанное драгоценными алансонскими кружевами.

      Венчалась же она уже в полностью закрытом наряде. И выглядела при этом прекрасно!

      Для венчания было сшито белое бархатное платье с пышной юбкой, украшенной кружевными воланами, и облегающим жакетом с баской и длинными рукавами. Рукава, баска и передняя часть жакета были также украшены кружевом.

      И еще несколько свадебных нарядов принцесс:

      Самая красивая королева Европы Елизавета Баварская, Императрица Австрии, в браке с Францем Иосифом I. Ее свадебное платье 1854 года

      Александра Эдинбургская, дочь Марии Александровны и внучка Александра II. Ее свадебное платье 1896 года

      Александрин Мекленбург-Шверинская, будущая королева Дании, её жених Кристиан Датский 1898 год. Свадебные костюмы, находятся в Амалиенборгском музее

      Немецкая принцесса Элизабет Огюст Мари Агнес Saxe-Альтенбурга, российская великая княгиня Елизавета Маврикиевна, супруга российского великого князя Константина Константиновича 1884 год

      И, наконец, — роскошное платье императрицы Александры Федоровны (1894 года)

      Подвенечное платье императрицы Александры Фёдоровны – 10 килограммов серебряной парчи, перья марабу, изящное шитьё.

      У многих невест встаёт вопрос, что делать после бракосочетания со своим платьем. Существует, как минимум, 11 вариантов преображения подвенечного платья , и они стоят того, чтобы обратить на них внимание.

      Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

      Викторианская эпоха, если рассматривать ее с позиций моды, знала различные тенденции – носили разной ширины юбки, платья открытые или максимально целомудренные, делали акцент и добавляли объем то на область рукавов, то на «низ спины», то просто на бесчисленное количество деталей и украшений. Но какие бы перемены ни происходили на страницах тогдашних модных журналов и в женских гардеробах, от нынешних времен те годы отделяет настоящая пропасть. На то, как приводила себя в порядок подданная королевы Виктории, можно разве что любоваться издалека – сейчас такое воспроизвести едва ли было бы возможно.

      Викторианское белье

      Начать хотя бы с того, что мало было выбрать «правильное» платье и надеть его, украсив свой туалет модными на тот момент аксессуарами и драгоценностями. Сначала девушке или женщине викторианских времен следовало облачиться в правильное белье – и это вовсе не комплект из двух предметов, как сейчас. Белья было много, надевалось оно в несколько слоев, а общий вес мог запросто превышать два килограмма. Сразу стоит оговориться, что самостоятельно облачиться во все эти «слои» было невозможно, так же, как и снять их.

      «Низ» составляли чулки и панталоны, мало похожие на нынешнюю половину бельевого комплекта: длинные, до колен, украшенные снизу кружевами и оборками, они закреплялись на талии завязками. Сверху на сорочку, прижимая и верх панталон, надевался корсет. Обычно он застегивался на спине – крючками или шнуровкой. Форма корсетов могла быть разной в зависимости от периода – когда-то носили короткие, а бывали и такие, что доходили почти до колен, когда в моду вошли S-образные силуэты. Поверх корсета надевалась нижняя юбка, а то и несколько, как в ранневикторианский период, до середины 50-х, когда того требовала форма платья.

      К концу столетия женщины вели довольно активный образ жизни, а потому и к корсетам отношение менялось; платья уже не так сковывали движения. Источник: collections.vam.ac.uk

      В середине XIX века стали носить кринолин – своеобразную «клетку», сетку из металлических обручей. Этот металлический каркас еще и распределял тяжесть юбки, на которую уходило огромной количество ткани. В шестидесятых кринолины сменили турнюры, накладки разной формы, которые крепились сзади под талией и создавали в этом месте объем, часто подчеркнутый еще и пышными драпировками, складками, воланами нижней и верхней юбок. Нижняя юбка – узкая или широкая в зависимости от периода – была украшена вышивкой, кружевами – скрытая под платьем, она, тем не менее, не была невидимкой, «показываясь» во время танца, прогулки и т.д.

      Платья, которые полагалось носить в викторианскую эпоху

      Можно было приступать собственно к надеванию платья – или лифа и верхней юбки. Прежде всего, следовало правильно выбрать туалет – каждому времени дня, каждой обстановке соответствовал свой вид платья, и пренебрежение такими нормами было бы воспринято скептически. Говоря начистоту, гардероб женщины должен был включать не менее десятка разных видов платьев – и, разумеется, каждый вид предполагал еще и разные варианты, для смены, чтобы не ходить «в одном и том же».

      В девяностые в моду вернулись объемные рукава, которые пользовались популярностью в ранний викторианский период

      С утра надевали домашнее платье, закрытое, с длинными рукавами, его вариантом было чайное – для общения в самом близком кругу. В случае прихода гостей полагалось быть в платье для приемов, которое было уже не таким простым, предполагало более интересное исполнение, но по-прежнему оставалось скромным, темным. Отдельный вид платья предназначался для дневных визитов – при выходе из дома полагалось обязательно надеть шляпку и перчатки, а также верхнюю одежду по погоде. В дорогу, в путешествие надевали платья для поездки – короче остальных, из мягкой ткани, неярких расцветок.

      Существовало платье для прогулок и отдельная его разновидность – амазонка, которая предназначалась для верховой езды. К концу викторианского периода женщины вели уже достаточно активный образ жизни – играли в теннис, ездили на велосипеде, одежда для такого времяпрепровождения была достаточно свободная, кринолины 50-60-х годов отошли в прошлое, уступив место турнюрам, создающим акцент на задней части платья.

      Обеденное платье надевали перед тем, как спуститься к столу у себя дома или же отправиться на обед в гости. Это было более сложное и дорогое, но по-прежнему закрытое облачение, в отличие от вечернего платья, с глубоким декольте и короткими рукавами – его надевали на званый ужин, для участия в официальных мероприятиях, для поездки в оперу или театр. Обязательными аксессуарами вечернего платья становились драгоценности, перчатки, накидка. Самым торжественным, роскошным было бальное платье – и, разумеется, было бы хорошо не появляться на каждом балу в одном и том же, а надевать разные.

      Викторианские прически

      Не меньшим значением, чем дамский туалет, в викторианскую эпоху обладали прически, с которыми женщины появлялись на публике. С тридцатых годов можно было позволить себе только длинные волосы – время коротких стрижек к тому времени уже прошло или же еще не наступило. Уход за волосами отличался от нынешнего – например, их гораздо реже мыли, примерно раз в месяц. А чистоту поддерживали с помощью щеток, которые приводили волосы в аккуратный вид, снимая с их пыль и загрязнения. Для того, чтобы волосы блестели и легко укладывались, на них наносили специальную помаду – из касторового масла и воска.

      Если на картинах викторианской эпохи, особенно с развитием модерна, было не счесть красавиц с распущенными волосами, то в жизни, на улицах английских городов, можно было встретить только женщин с прическами. Они были разными – менялась мода, уходили одни тенденции и приходили другие – но, в любом случае, волосы были убраны в довольно сложные конструкции из кос, закрученных локонов, пучков, с вплетенными в них лентами, искусственными и живыми цветами, драгоценностями и даже перьями. В какой-то момент популярными стали гребни.

      Способы уложить волосы в соответствии с веяниями моды то и дело менялись, а узнавали о них из журналов, которые как раз в викторианский период получили широкое распространение (как и швейные машины и красители, позволявшие разнообразить выпускаемые ткани). В 80-х годах даже стали носить челки – и прямые, и завитые. Поскольку не все могли похвастаться густыми и очень длинными волосами, использовались накладные косы, шиньоны. Изготавливали их из натуральных волос – тех небогатых женщин, что вынуждены были таким вот образом, за счет стрижки, решать свои финансовые проблемы, ведь спрос на волосы всегда был высоким и покупатели находились.

      Предшествовала же викторианской эпохе другая мода, и вот она-то никуда не уходит окончательно, постоянно давая вдохновение современным кутюрье и модницам: Особенности раскрепощенного стиля ампир.

      Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

      Переменчивость моды наблюдается не только в наши дни, но и во времена царской России. При монаршем дворе в различное время существовали определенные требования к убранству. Были указания по поводу того, в чем можно появиться в высшем обществе, а что считалось дурным тоном. Кстати говоря, указания были прописаны не только касательно платьев, но и головных уборов, а также украшений. До наших дней дошло много упоминаний и восторженных отзывов о роскоши, пышности, блеске, богатству и великолепию нарядов при русском дворе.

      Бархат — явный фаворит

      Жизнь царского дворца подчинялась некоторым правилам этикета, созданным по образцу западноевропейских тенденций. В 1826 году по указу Николая I было создано специальное Министерство Императорского двора, где были прописаны правила и положения о жизни и выходах при высочайшем дворе. Также это касалось и выходных туалетов, особое внимание уделялось платьям правящих лиц и сопровождающих их спутниц на различных официальных мероприятиях, проходящим при дворе.

      Например, императрица непременно должна была быть одета в платье с разрезными рукавами, которые спускаются вдоль юбки. Это было отличительной чертой русского покроя. Надевать что-то поверх ее платья было не позволено. Если у императрицы были какие-то изъяны фигуры, их не прикрывали накидкой, а отвлекали внимание от них с помощью массивных колье и других украшений. А вот женщины старшего поколения, которые не имели никакого ранга при дворе, с легкостью могли прикрыться, например, пралине.

      Отличительной чертой русского покроя было платье с разрезными рукавами, которые спускаются вдоль юбки

      В середине ХIХ века главными элементами одежды у придворных дам были лиф-корсет, нижняя атласная и верхняя распашная юбки, вторая из которых переходила в длинный шлейф. Кстати, самый длинный шлейф носила императрица, его длина достигала около пяти метров. Дамы при дворе тоже были облачены в платья русского кроя, но в зависимости от статуса цвет платья и узоров были различными. К примеру, фрейлины императрицы надевали бархат алого цвета с золотой вышивкой, а вот у фрейлин княгинь вышивка была серебристой, несмотря на то, что цвет самого платья был таким же. Статс-дамы облачались в платья из бархата зеленого и изумрудного цвета, а вот для гофмейстерин был уготовлен малиновый оттенок.

      Несмотря на то, что главное внимание уделялось больше тому, как выглядели женщины, так как они были настоящим украшением любого мероприятия, мужчины все же не оставались в тени. У них, конечно, все обстояло проще. Военные надевали на светские рауты парадные мундиры, а гражданские — фраки. Выделиться как-то по-особенному, представители сильного пола могли, благодаря необычной ткани либо различным аксессуарам, например, пуговицам или булавкам с бриллиантами и другим драгоценным камням.

      Благодаря различным аксессуарам костюма, можно было определить статус гостя торжества. Например, камергера можно было узнать по позолоченному ключу на голубой муаровой ленте, а церемониймейстера — по жезлу, подобному черной деревянной трости с шаром из слоновой кости и гербовым орлом.

      Лучшие друзья девушек не только бриллианты, но и жемчуга

      Шикарные выходные наряды императрицы еще более выгодно смотрелись в сочетании с различными драгоценностями, которые были двух видов: для особых случаев и повседневные. На торжественные мероприятия, естественно, надевали самое дорогое и красивое. У жены императора Александра III, Марии Федоровны, лучшим нарядом считалось платье из серебристой парчи, а блеска и шика добавляла тиара с бриллиантами, жемчужные бусы и ожерелья. Ее любимым украшением была жемчужная брошь на черной бархотке.

      Моветоном было надевать бриллианты в утреннее и дневное время. Эти украшения дополняли образ дам лишь на балах, званых ужинах и других светских мероприятиях. Кстати, если мероприятие было слишком уж масштабным, например, бал, где принимало участие свыше трех тысяч гостей, то старались не надевать слишком уж громоздкие и дорогие украшения. Ведь при таком количестве приглашенных гостей во время танцев можно не только порвать подол платья, но и с легкостью разорвать жемчужную нить. Придворные Николая I вспоминают, что бывали случаи, когда обувь, танцующих в кураже господ, давила на полу рассыпанные драгоценности и жемчуг, причем треск был настолько громким и частым, что даже немного заглушал музыкальное сопровождение.

      Кто создавал костюмы императоров

      Императрица всегда была законодателем мод при дворе, причем по правилам этикета всем было запрещено одеваться лучше, богаче и эффектнее, чем она. У всех императриц были любимые модельеры и портные. К примеру, супруга Александра III достаточно часто заказывала роскошные наряды у одного из наиболее известных кутюрье Европы. Заказ императрица делала при помощи писем, кстати, это исключение он делал лишь для Марии Федоровны. Она была его любимой заказчицей, ведь они понимали друг друга полуслова, а разногласия обходили их стороной.

      Чтобы не ездить постоянно на примерки в Париж, для кутюрье сделали точный манекен фигуры императрицы. Так что жена Александра III старалась держать себя в форме, чтобы платье приходилось впору. Но с фигурой императрице повезло. Даже после сорока лет ее талия была чуть больше шестидесяти сантиметров. Многие восхищались ее стройным силуэтом, по ней трудно было сказать, что она родила пятерых детей. Да и внешне она выглядела всегда младше своих лет.

      Из русских кутюрье фаворитом императрицы была петербурженка Авдотья Ивановна. Создание костюмов для императорского театра было основным родом ее деятельности, но вскоре она начала шить и для императрицы.
      Александр III, в отличие от своей супруги, не любил наряжаться. Он всячески избегал различных балов, особенно маскарадов. Но бывали случаи, когда избежать этих мероприятий не получалось. Штатские костюмы он надевал лишь в командировках за границей, так что чаще всего его видели в военной форме. В выборе одежды ему было угодить сложнее, чем его супруге. У него постоянно возникали ссоры с портными.

      Путешествовать по Европе Александр III любил в прогулочных костюмах-тройках, а вот для различных визитов в гости или походов в театр, он выбирал костюм из шерсти, с атласным воротом, пуговицами, обтянутыми басоном, элегантной бабочкой и белой рубашкой.

      Подвенечное платье — особый наряд

      Кроме повседневных и торжественных нарядов императоров, были еще и для одного особого случая, например, свадебное платье. К этому торжеству была особая подготовка, соответственно, и наряд делали более изысканный. Подвенечное платье шили из серебряной парчи, украшая вышивкой серебряных нитей, а также перьями.

      Возьмем, к примеру, подвенечное платье невесты императора Николая II, княгини Александры Федоровны. Отличительной чертой ее серебряного платья был шлейф, длиною около четырех метров, который несли целых десять придворных. Завершала образ невесты шикарная свадебная корона, украшенная алмазами.

      Свадебная процессия совпала с днем рождения Марии Федоровны, у которой в это время был траур по супругу. Торжество на этот день ослабило траур по императору. Вдова в день свадьбы выбрала платье из белого шелкового крепа. Такой цвет, как еще и черный с серым, был традиционным для траурных дамских нарядов. Выбор конкретного цвета выбирали, в зависимости от степени и периода траура. Единственным допустимым украшением траурного платья были рюши, которые обрамляли подол или шлейф.

      Для одного особого случая шили не только подвенечные платья. Для жениха из императорской семьи изготавливали халат из серебряной парчи либо же из глазета, тоже разновидности парчи на шелковой основе, с металлическим утком серебристого цвета. Дополнением к халату был кушак из такой же ткани и туфли, которые зачастую окантовывали лебяжьим пухом. Этот халат жених надевал лишь один раз, когда шел в спальню к своей жене в первую брачную ночь. Этот костюм, как и ритуал, был очень важен. Он был наравне, например, с запретом видеть невесту до свадьбы. Хотя мужчинам ритуал с халатом не очень нравился, но что уж тут поделаешь, традиции, есть традиции.

      Заключительный топик об истории моды. Делала его с мыслью об Ирине Петровне (IrinaPetrovna)! Мы обе хотели бы сняться в массовке какой-нибудь костюмированной исторической мелодрамы!

      В 50-х годах 19 века модный силуэт женского костюма определялся естественной линией талии и огромной юбкой — кринолином. К 60-м годам юбки становятся все объемнее, декольте — глубже, талия — тоньше. Последнее достигалось с помощью корсета.
      В 70-е годы женский костюм приобретает все более вычурные формы: заднее полотнище юбки, переходящее в шлейф, причудливо драпируется. На смену кринолину приходит турнюр — прикреплявшаяся сзади у талии подушка, которая поддерживала пышные складки юбки. Ткани на платье были разнообразными: шелк, атлас, штоф, шерсть, бархат, кисея. В одном туалете соединялись две, а иногда и три материи. Платья обильно украшались искусственными цветами, тесьмой, бахромой, вышивкой, кружевами, перьями птиц. Отделка на вечерних и визитных платьях была богаче: стеклярусные и бисерные вышивки, тонкое кружево, завитые страусовые перья делали эти платья чрезвычайно нарядными.
      В костюме 80-х годов исчезает турнюр, юбка становится уже. Сзади закладываются множественные складки, которые переходят в шлейф. Модной становится стройная высокая фигура, поэтому корсет теперь охватывает не только верхнюю часть туловища, но и бедра, получив название корсет-панцирь.
      В начале 90-х годов 19 века женский костюм снова изменяется в связи с переменами, происходившими в обществе в конце столетия. В обиход, кроме железных дорог, входят автомобили, распространяется фотография, развивается кино. Модным становится занятие спортом, все больше женщин, под влиянием эмансипации, приобретают профессию и устраиваются на работу. Именно в это время широко входят в обиход юбки с блузами и жакетами — так называемый костюм-тальер.

      В последние десятилетия 19 века европейские аристократки обожали заказывать платья у англичанина Чарльза Ворта. Кстати, среди высокопоставленных клиенток Ворта — императрица Елизавета Австрийская (знаменитая Сисси) и русская императрица Мария Федоровна. Кстати, в топике представлены фото ее платьев, сохранившихся в хранилищах Эрмитажа.
      А в России начала восходить звезда талантливой Надежды Ламановой, которая шила платья императрице Александре Федоровне.

      Даже люди не увлекающиеся модой могут легко сказать какие платя носили женщины в 18 веке и какие наряды украшали женщину в начале 20-ого века. А вот история моды 19 века не многим известна. Читая про моду прошедших столетий порой задаешься вопросом – как от шикарных целомудренных платьев в пол и элегантных костюмов мы пришли к хипстерам и девочкам-барби.

      Стили моды 19 века: парад тканей

      Классицизм (Конец XVIII века)

      В начале века женщины, наконец, смогли вздохнуть свободно, так как были полностью освобождены от корсета. В моду вошли легкие прозрачные платья, которые были больше похожи на шикарную штору, обмотанную вокруг женского тела.

      Романтизм (XIX век)

      Мода Европы 19 века возвращает кринолин и пышные формы платьев, под которыми тело практически скрывается. Платья с низко опущенным плечом, широченными рукавами, узкой талией и декором в виде лент, кружев и знакомых нам уже оборок. Кстати, оборки добавляли везде – они были даже на шляпах. Модерн (конец XIX – начало XX в.)Формы платья стремительно меняются – наряды стали тяжелыми, шились из плотной ткани, добавились турнюры, зрительно увеличивающие нижнюю часть торса.

      Мода начала 19 века: французская революция

      Девятнадцатый век во Франции начался с переворота и не только на уровне всей страны, но и модных течений. Протеста ради парижанки начали игнорировать короткие чулки и панталоны и сделали выбор в пользу длинных штанов и коротких фраков. Прежде замысловатые женские наряды сменились на простые платья и одежду в греческого стиля. Главными цветами костюмов символично стали синий, белый и красный. Мода в начале 19 века диктовала свои правила и девушки повсеместно стали выбрасывать свои парики и отказываться от невероятных десятиэтажных причесок. С этого момента ничего искусственного – укладки только из натуральных волос, никакой косметики и пудры. Особое внимание стоит уделить прекрасным платьям в стиле ампир. Пик их популярности пришелся на времена Наполеона I, но потом платья прошли «адаптацию» к суровому европейскому климату – добавились рукава, вырез на груди уменьшился. Вместо легких тканей для пошива стали использовать бархат, украшая наряд богатой вышивкой.

      Эпоха романтизма Женская мода середины 19 века привнесла в дамские костюмы страстные и мечтательные нотки, и наряды весьма сильно изменились. Теперь греческие мотивы ушли на второй план, и верх взяли классические платья. Лиф платьев стал подчеркивать красоту женской груди, юбка слегка укоротилась (до щиколоток), а линия талии в крое вернулась на свое законное место. Модные в то время широкие рукава только усиливали визуальный эффект тонкой талии, который диктовала мода 19 века, платья были умопомрачительно женственными и подчеркивали все прелести фигуры. Впрочем, как и сегодня, роль деталей в женской моде в 19 веке была велика. К платью нужно было обязательно подбирать шаль, пелерину, муфту и зонтик. Писком моды в то время было боа – своего рода шарф из меха или перьев.

      Мода конца 19 века: фантазийные сооружения

      Мода 19 века в Европе по-прежнему строилась на предпочтениях Франции. В шестидесятые дамские наряды были особо вычурными и чрезмерно роскошными, это была «мода Второй империи». Для моды второй половины 19 века характерны платья из шерстяных и шелковых тканей, репса, штофа, атласа и бархата. Расцветки самые яркие — цвет фуксии, лиловый, красный. В качестве декора служила богатая вышивка, бахрома, искусственные цветы и кружево (особенно золотое). И если ранее кружево изготавливалось фабричным способом, то теперь декор стали делать вручную. Знаменательной чертой моды в конце 19 века стал кринолин, представляющий собой конструкцию из ивовых прутьев, металлических обручей и китового уса. Это «сооружение» надевали под нижнюю юбку, чтобы придать платью пышности.

      Мужская мода в 19 веке: брючные метаморфозы

      • Главное нововведение мужской моды 19 века – это строжайшее разделение одежды по назначению. Выделяли визитный, домашний, бальный и повседневный костюмы.
      • Для мужчин мода того времени уготовила белые рубашки на пуговицах с отложными или стоячими воротничками. К шестидесятым стали модными манишки, которые пришли на смену рубашкам.
      • Мужские брюки тоже прошли через ряд изменений. К примеру, в 50-е брюки были на штрипках, в 60-е штрипки исчезли. В 70-80-е года на брюках появились лампасы, и поменялся крой, который предполагал сильное расширение книзу. Под конец столетия были провозглашены модными брюки «французского» покроя — зауженные книзу и немного мешковатые. В основном брюки шились из ткани в клеточку или полосочку.
      • К бальной одежде относился фрак — цветной или черный, который дополняли специальным фрачным плащом. К фраку также полагалось надевать белый жилет.
      • Как уже говорилось ранее, мода в 19 веке предполагала деление одежды по функциональному назначению. Для визитной одежды специально изобрели совершенно новый для того времени вид костюма — визитку. Костюм был однобортным, имел закругленные фалды, а также отрезную талию. Если «визитка» была черной, то к ней полагалось надевать серо-черные полосаты брюки («визиточные») и однобортный жилет — черный, цветной или белый..
      • В конце столетия на пике популярности был «костюм для курения», он же смокинг. Правда, носили его, в основном, только молодые люди. К смокингу полагались черные брюки с шелковыми лампасами.
      • Домашней одеждой у мужчин считались жакеты и блузы из бархата.
      • Верхняя одежда для мужчин имела завидное разнообразие: пальто с пелериной, меховая длинная шуба, пальто «сак», длинный плащ без рукавов, короткое пальто в талию со шнуровой отделкой («бекеша»).
      • Галстук в 50-е-60-е года 19 века имел вид банта, и только к 70-м годам появился известный нам ленточный галстук.

      Пройдите обучение на онлайн-курсе стилистов-консультантов и узнайте все об истории моды.

      В течение 19 века женская мода значительно преобразовывалась. Этот период нельзя уложить в определенные рамки и дать ему единственное название – слишком быстро менялись вкусы, предпочтения, характеры, стили и детали. Большой отпечаток на женскую моду накладывали и события, происходившие в мире. Так в Англии викторианская эпоха нашла свое отражение и в одежде. В моду вошли простые элегантные платья и шляпки, скромные прически и украшения.

      Основные стили в женской моде 19 века

      Викторианский стиль

      В 1837 году к власти в Англии приходит королева Виктория. Ее правление продлилось более 50 лет. Викторианская эпоха оставила заметный след в женской моде этого периода. Фасоны и силуэты нарядов викторианской Англии отличались своей легкостью и элегантность. Они были призваны служить олицетворением благородства и женственности.

      Стиль ампир

      Этот стиль получил широкое распространение после Великой французской революции. Женские платья в стиле ампир отличались отсутствием корсета и панье, которые в прошлых веках были обязательным элементом каждого наряда. В это время в моду вошли свободные силуэты, а также легкие струящиеся ткани.

      Романтический стиль

      Платья эпохи ампир в 20-х годах 19 века начинают терять свою популярность. На смену им приходит романтический стиль. В этот период корсет снова выступает важной деталью женского наряда, кроме того платья становятся короче, открывая щиколотку.

      Стиль 1830-1840-х годов

      В этот период из моды выходят пышные рукава, а силуэты женских нарядов приобретают все более простые формы. Кроме того, к средине 19 века появляется так называемый кринолин – это нижняя юбка с обручами, которые были выполнены в форме «клетки». Эти обручи изготавливались из стали или китового уса.

      Модерн

      1890 года отмечены началом эпохи модерн. В это время широкой популярностью среди женщин пользовался S-образный силуэт.

      Женские платья 19 века

      К 1830 году дамы отказываются от завышенной талии. При этом предпочтение отдается нарядам с открытой линией плеч и спущенными широкими рукавами. Юбка в виде неширокого колокола отходит на задний план. В этот период в моде был многослойный низ платья длиной до косточки.

      Теплые платья шились из шерстяных тканей и украшались мехом и вышивкой. А тканей таких существовало множество: люкзор («он делается из шелку с шерстью; мягок, прочен и блестящ как атлас, он тчется гладкой и узорчатый»), шерстяная фланель, бареж (шелковую некрученую основу соединяют с хлопчатобумажным или шерстяным утком), драдедам (ткань, схожая с сукном), кастор (тонкое сукно), шерстяной бархат, шерстяной муслин, шерстяной батист и даже шерстяное кружево. Вот, например, совет из журнала конца 1820-х годов: «Самая модная материя для амазонов шерстяной батист; удобство его состоит в том, что он не скоро промокает от дождя».

      В 1863 году в моду вошел меринос (шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная, которую ткали из шерсти тонкорунных овец, мериносов). Из мериноса шили платья и верхнюю одежду, но охотнее всего использовали для изготовления модных «турецких» и «персидских» шалей. Мериносовая пряжа высокого качества смешивалась с шерстью других сортов или иными волокнами, и тогда появлялись полумеринос, тибет, терно.

      В 1870-е годы журналы стали рекламировать новую тонкую ткань — бейж: «Костюм из бейжа (легкая шерстяная ткань, почти как бареж)».

      Какими же были эти платья?

      1818 г. Франция. Зимнее платье для поездок в экипаже.

      1835 г. Америка. Будничное шерстяное платье.

      1838–40 г. Америка. Платье из шерсти и хлопка.

      1844 г. Британия. Шерстяное платье.

      Середина XIX века. Америка. Домашнее платье.

      1850 г. Америка. Шерстяное платье.

      1853–56 г. Европа.

      1865 г. Зимние платья.

      1865–75 г. Америка. Теплое домашнее платье-халат.

      1866–68 г. Британия. Шерстяное платье.

      1874 г. Франция. Комплект: платье и пальто.

      1875 г. Америка. Теплое домашнее платье-халат.

      1875 г. Зимняя мода.

      1876–78 г. Шерстяное платье.

      1879–80 г. Британия.

      1880–85 г. Америка. Теплое платье-халат.

      1881–83 г. Британия. Шерстяное платье.

      1884 г. Зимняя мода.

      1885 г. Америка. Шерстяное платье в этническом стиле.

      1885–90 г. Европа. Домашнее платье. Несмотря на то, что платье похоже на перешитый плед, оно стоило немалых денег и было выполнено по заказу весьма обеспеченной дамы.

      1885 г. Зимнее выходное платье.

      1887 г. Америка. Наряд для путешествий.

      1888 г. Бархатное зимнее платье.

      1890 г. Франция. Дом Уорта. Шерстяное платье.

      1891 г. Франция. Зимняя мода.

      1892 г. Америка. Шерстяное повседневное платье.

      1894 г. Франция. Дом Уорта. Платье и пальто для поездок в экипаже.

      1896–99 г. Америка. Ателье сестре Фокс. Повседневное платье из шерсти с отделкой из атласа и кружева.

      Особенности костюма в любую эпоху обусловлены его функциональным назначением. Костюм 19 века – это прежде всего наряд для танцев, наиболее распространенного вида досуга как женщин, так и мужчин. Поэтому женские платья и мужские костюмы 19 века шьются с учетом удобства и максимального подчеркивания достоинств фигуры.

      Женский костюм: силуэт, детали, ткани

      Воздушный ампир

      Конец 18 – начало 19 века в женской моде – эпоха «свободы тела» и влияние стиля ампир, берущего истоки в античных образцах: платья носили без корсета, ткань струилась свободно прямо от лифа под грудью, подобно древнегреческой тунике. Цвета предпочитали светлые: белый, нежно-голубой, кремовый, розовый, а ткани летящие. Обувь носили легкую, без каблуков, атласная шнуровка туфель также напоминала древнегреческие сандалии.

      Бидермейер

      В 1820-е мода эволюционировала, обратившись от античных туник к эпохе Возрождения, а значит сделала шаг в сторону «несвободы» — возвращению корсетов, утяжек, громоздких конструкций. Женский костюм промежуточной эпохи – бидермейера – это платье в стиле ампир, но с существенно удлиненным лифом, в который встраивали небольшой корсет. Юбка стала более жесткой, колоколообразной.

      Рококо

      К 1830-м годам талия платья спускается на свое привычное место. В моде сильно утянутая, тонкая талия, подчеркнутый бюст, объемные рукава, широкая юбка, пышность которой достигалась поддеванием множества нижних юбок.

      Главный «монстр» эпохи «второго рококо», — кринолин. Это конструкция юбки, обеспечивающая женщине вид торта. Каркас изготавливали из деревянных прутов, китового уса и даже металла. Вначале в моде был симметричный кринолин (юбка была круглой, в районе бедер имела вид «щёчек»), затем акцентирующий центр сместился назад и, наконец, кринолин трансформировался в турнюр – объемная конструкция, обеспечивающая объем сзади.

      При создании костюма учитывалось, что женский силуэт в профиль должен походит на латинскую буква S: пышная грудь, туго стянутый корсет, который теперь охватывал и бедра, и подобранная сзади, объемная юбка, под которую на ягодицы подкладывались специальные подушки.

      Ампир диктовал пастель, воздушные вуали и газ, рококо сделало ставку на буйство красок и тяжелые, богатые ткани: шелк, атлас, бархат, шерсть, штоф. Ампир был аскетичен в отделке – рококо это с лихвой наверстало: в моде с середины 19 века золото, вышивка, кружевные детали, искусственные цветы, ювелирные украшения.

      Ампир ввел в моду шали, которые в эпоху второго рококо трансформировались в жилеты, мантильи, пелерины.

      Обувь в эпоху второго рококо была шнурованной или на кнопках, преимущественно на каблуках. Для женщин предусматривались открытые бальные туфли, также на каблуках средней высоты, форма каблука изогнутая.

      Платья эпохи рококо достигли к концу 1880-х карикатурного вида, но к 90-м годам стиль изжил себя, уступив место более простому по крою и практичному стилю модерн, утвердившему более свободные формы и темные тона.

      Женские прически 19 века

      Стилистика ампира предполагала ношение длинных свободных причесок, частично с распущенными волосами. К середине века волосы стали убирать более сложно и тщательно: в 50-е – убирать совсем, упрятывая их в валики и сетки на нижней части затылка; в 60-е – отпуская локоны по бокам, а остальное забирая в валик; в 70-е – наоборот, убирая волосы по бокам, а локоны в подобие конского хвоста отпускали по спине.

      Мужская мода 19 века

      Мужской костюм 19 века не претерпел таких кардинальных изменений, как женский, и главной особенностью мужской моды стало функциональное разделение мужской одежды на визитные, рабочие, бальные и домашние костюмы.

      Фрак в начале 19 века была исключительно костюмом для верховой езды. Вскоре после появления фраки стали надевать на танцы и носить в качестве повседневной одежды. К 1840-м годам фраки были вытеснены из повседневной сферы сюртуками, под которые мужчины надевали один-два жилета и рубашку, а фрак перешел в парадную форму одежды.

      Базовой деталью мужского гардероба была белая рубашка. В середине 19 века изобрели манишку, имитирующую рубашку.

      Эволюция брюк

      В начале века мужчины еще носили панталоны – надевали их в качестве верхних коротких брюк на чулки. К 50-м годам панталоны были вытеснены сильно зауженными брюками на штрипках. В 60-е появились брюки без штрипок, а в 70-е и 80-е, под влиянием моды на все военное, брюки стали оснащать лампасами. Ввиду того, что спорт стал прочно входить в моду, брюки стали шить более широкими книзу, чтобы обеспечить комфортное передвижение.

      В конце 19 века модным становится смокинг (буквально – «костюм для курения»). Смокинг сочетали с родственными по цвету брюками.

      Мужская обувь, аксессуары и прически

      Обувь также была разделена по функциональному назначению: визитный костюм дополняли черными полуботинками, на каждый день носили штиблеты и ботинки, шнурованные или на кнопках. На танцы надевали открытую обувь. В середине 19 века особым писком были остроносые лаковые ботинки, позже была введена мода на высокий каблук и тупой нос.

      Украшением мужского костюма был галстук. В середине 19 века любили пышные галстуки в виде бантов, позже галстук стал более лаконичным, ленточным.

      В начале века и до середины в моде кудри и локоны, волосы носят довольно длинные, добавляя к образу бороду и усики. К 1860-м волосы стали короче, а бородка и усы, наоборот, длиннее, в моду вошли пышные баки.

      Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.

      Мода — зеркало истории

      Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.

      В 19 веке на первый план вышла женская мода. Теперь женщина демонстрировала состоятельность своего мужа. Кстати, женский костюм на протяжении ста лет претерпел массу изменений.

      Одежда дворян и крестьян: в чем отличия?

      Многие люди интересуются вопросом о том, отличалась ли одежда дворян 19 века от нарядов простых крестьян. Ведь это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться.

      Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам. Кроме того, простолюдинку всегда можно было узнать по чепцу и фартуку.

      Мода начала 19 века: общая характеристика

      Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир.

      Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.

      Женская одежда 19 века

      Одежда в античном стиле постепенно приобретала популярность. Многие модницы, стремящиеся уподобиться Жозефине, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Кстати, ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером.

      Кстати, для платьев в те времена выбирали мягкие, гладкие и тонкие ткани, в частности, батист, кисею, муслин, перкаль. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

      Что же касается верхней одежды, то женщины продолжали защищаться от холода с помощью пелерин и мантилий. Кстати, все более популярными становились большие платки, которые покрывали спину и затягивались узлами на плечах. Верхняя одежда 19 века в России представляла собой турецкие платки, без которых дамы просто не выходили из дома.

      Естественно, одежда и ее оформление зависело от того, куда ее будут надевать. Бальные платья были более роскошными. В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д.

      Мужская одежда 19 века

      Мужская одежда девятнадцатого века нередко менялась. Например, в начале века считались модными сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Но в связи с популярностью стиля ампир представители сильного пола начинают отдавать предпочтение другой одежде.

      Если говорить о повседневной одежде, то мужчина надевал светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Как правило, фраки шили из тканей приглушенных темных тонов, в частности, модными были черный, синий и коричневый цвета. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук. Одежду украшали однотонной симметричной вышивкой.

      Как одевались во второй половине 19 века?

      Если вам нравится одежда в стиле 19 века, то вы должны знать о том, что на протяжении всего столетия мода постоянно менялась, причем радикально. Если в начале века модным был стиль ампир, который проповедовал естественность и простоту, то ему на смену вновь пришли громоздкие платья, нижние юбки и прочие детали.

      В частности, женщины опять начали носить тугие корсеты, которые делали талию более тонкой. Кроме того, популярным становился кринолин — металлическое кольцо, которое поддерживало нижние юбки, делая бедра более пышными. В некоторых странах юбки имели длинный подол, который скользил по полу.

      В дальнейшем на смену кринолину пришел турнюр — металлический каркас особой формы, который изготавливали из металла или китового уса. Такое приспособление давало возможность собирать юбки сзади в пышный узел, который украшали большими бантами. Одновременно платье тесно облегало бедра спереди.

      Украшения, головные уборы и прически 19 века

      На самом деле шляпки и прочие аксессуары менялись вместе с платьями и другими предметами одежды. Мужчины в те времена носили короткие стрижки. Крайне популярными были высокие цилиндры. Что же касается украшений, то строгий костюм предусматривал минимальное количество декора. Мужчина мог носить лорнет, который крепился к одежде с помощью цепочки. К допустимым украшениям относились также часы, табакерка, а также цепочки и брелоки для ключей.

      А вот женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

      Реформа женской моды в США

      Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасно пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограмм.

      Именно в это время знаменитая суфражистка Е. Уайт подняла вопрос о непрактичности женского костюма. Ведь девушке постоянно приходилось одной рукой удерживать подол во время ходьбы, танца или даже домашней работы. Еще до ее выступления в Вашингтоне некоторые участницы феминистского движения начали носить одежду, похожую на традиционный мужской костюм. Тем не менее подобные привычки резко осуждались общественностью.

      Именно тогда Е. Уайт предложила отказаться от кринолинов и корсетов, которые сильно сдавливали грудную клетку, укоротить юбку (или платье) хотя бы на 20–25 сантиметров, а под нее надевать брюки нового образца. Такой костюм был удобен и не нес угрозы для здоровья. Тем не менее подобная реформа вызвала массу споров. С другой стороны, именно благодаря мисс Уайт женские платья начали постепенно меняться.

      Женское платье – одно из самых удачных изобретений человечества, ведь только оно способно наделить свою обладательницу очарованием, в котором есть особая грация и загадка. Начиная рассказ о том, что собой представляет платье 19 века, следует отметить, что его длина никогда не поднималась выше щиколоток. Укорачиваться этот предмет одежды стал уже в стремительном 20-м веке.

      Каким было платье в начале 19-го века

      Вместо нежных цветовых переливов он предложил выразительные контрасты. А линии костюма напоминали собой высокие стройные колонны. Чтобы сходство было наиболее полным, в изготовлении платьев использовали плотные однотонные ткани с симметричными узорами в отделке. Струящийся силуэт позволяли создать тонкие ткани – газ, муслин, батист, которыми обшивали плотную основу наряда. Пропорции оставались теми же, что и в XVIII веке – высокая талия и прямая юбка в соотношении 1:6. Зато декоративных деталей было намного больше: рюши и оборки, кружева и вышивка. Платье 19 века (начала) имело низкое декольте и рукав-фонарик на манжете. Нередко оно украшалось шлейфом. Дополнением наряда могла быть шаль – шелковая или шерстяная, с бахромой или каймой в виде орнамента.

      Как менялся фасон

      К началу тридцатых годов 19-го столетия высокая талия стала возвращаться на свое законное место. Царивший в искусстве романтизм воспевал чувственность и «нездешние» миры, а в стиле одежды требовал, чтобы фигура казалась утонченно-хрупкой. Вместо стройной и неприступной античной богини, женщина напоминала теперь легкую изысканную статуэтку. В моду вошли узкие корсеты, платье должно было подчеркивать тонкость талии его обладательницы. Чтобы визуально усилить этот эффект, дизайнеры расширили юбки, которые стали напоминать колокол, и уменьшили их длину. Платье 19 века открыло изящные женские щиколотки и потребовало элегантных чулок в качестве аксессуара. Изюминкой нового стиля стал особенный крой рукава – так называемый gigot («баранья нога»). Рукав был очень широким в плече, и сильно сужался от линии локтя к манжете. Декольте предназначалось для вечерних выходов в свет, днем же дамы прикрывали его косынками, шалями или пелеринками. Платье щедро декорировалось лентами и кружевами.

      Платье 19 века: сороковые и пятидесятые годы

      В этот период корсеты затягивали талии еще туже, а юбки расширялись за счет обилия нижних слоев. Самая нижняя юбка изготовлялась из конского волоса и плотного льна, так родился термин «кринолин». Длина платьев вернулась к прежней, силуэт рукавов стал не столь вычурным, как десятилетие назад. Украшения на одежде тоже стали сдержанней. В 50-х годах кринолины стали делать из китового уса или даже из стальной проволоки. Они были большими и очень напоминали круглую птичью клетку. Юбки были невероятно широкими. Горизонтальные воланы в несколько рядов украшали их внизу. Вошел в моду белый воротничок и манжеты. Сияющие шелка из Лиона были самым востребованным материалом, из которого шилось и бальное платье 19 века, и изысканный наряд для летней прогулки. Правда, первые дополнялись еще роскошными украшениями.

      Турнюры и фижмы

      К концу шестидесятых годов силуэты платьев изменились.

      Сзади они были объемными и пышными, зато спереди и с боков стали узкими и плоскими. Такой эффект достигался за счет использования накладных элементов – турнюров, которые помещались сзади ниже линии талии. Объем нижней части платья подчеркивался складками ткани на спине. Спереди нижнюю часть платья украшала отделка из вышивки, бантов, кружев или плиссировка. Силуэт казался стройным и сказочно изящным. Изобилие декоративных элементов отличает женские платья 19 века 70-80-х годов. Чем сложнее и изобретательнее украшения, тем лучше. Воланы, фестоны, вышитые жемчугами узоры и т. д. скрывали от глаз естественную фигуру дамы. Лишь одним стилевым исключением из правила стало так называемое платье «принцесса», оно было цельнокроеным и открывало взору натуральные очертания фигуры.

      Переходное время

      Конец 19-го столетия и начало нового века прошло под знаменем модерна. Эстетика искусственности в моде прошлого уступила место прагматично-естественным силуэтам. Турнюр сменился на трен – длинное, собранное в сборки, полотно позади. Лиф стал более облегающим и узким. Платье в стиле 19 века (конца) имело характерный S-образный силуэт: «голубиная грудь» уравновешивалась пышной задней частью. Постепенно юбки приобретали более простую, клешеобразную форму, ворот платья становился высоким и закрытым. Вспыхнувшая было мода прошлого на рукава «баранья нога» быстро угасла, уступив место простым контурам.

      Французский вкус

      Законодательницей мод, как и в прежнем столетии, оставалась Франция. Парижские фасоны беспрепятственно «шагали» из страны в страну, не миновав даже ортодоксальной Японии. Дизайнерские разработки галльских кутюрье определяли облик платья 19 века (фото). Англия откликнулась более сдержанными моделями в плане открытых частей тела, Россия строго придерживалась заданных форм. Германия внесла коррективы в предложенные образцы, сообразуясь со своим несколько прямолинейным отношением к действительности.

      Бальное платье 19 века

      Современники вспоминали, что балами той поры можно было любоваться как античными барельефами или этрусскими вазами. Столь дивными и занятными были женские наряды. Обязательным элементом было декольте: глубокое — у замужних дам, и менее вызывающее — у незамужних. Длинные, переходящие за линию локтей вверх перчатки белого или слоновой кости цвета, пышный веер, обувь на устойчивом и невысоком каблуке – детали женского бального костюма. Возраст определял фасон наряда. Молодежь красовалась в изящных невычурных светлого тона платьях, тогда как женщины постарше демонстрировали великолепие дизайнерских изысков во всю мощь. Но в том и другом случае женщина на балу 19-го столетия напоминала изысканно приготовленный бисквитный торт со сливками и кремом.