Собор Парижской Богоматери

«Собор Парижской Богоматери» (фр. Notre-Dame de Paris) — исторический роман, одно из наиболее известных и популярных произведений классика французской литературы Виктора Гюго. Опубликованный в 1831 году, «Нотр-Дам» стал первым историческим романом на французском языке, в какой-то мере явившись предшественником романов Александра Дюма, Мориса Дрюона и др. По замыслу Виктора Гюго, главным героем романа должен был стать именно знаменитый готический собор Нотр-Дам в Париже. Он и писать-то книгу начал, чтобы привлечь общественное внимание к великолепному, но в то время заброшенному памятнику архитектуры. Эту задачу писателю удалось выполнить: после публикации романа, имевшего огромный успех, резко возрос интерес к готической архитектуре. Но в дальнейшем, как ни иронично, обычные читатели длинные сцены описаний собора предпочитали пропускать, увлекаясь страстями, бушующими вокруг красавицы-цыганки Эсмеральды. Что неудивительно: архитектура архитектурой, но с точки зрения сюжета это просто вода, отвлекающая от основной сюжетной линии. Хотя место действия в виде роскошного собора с витражами и горгульями, конечно, получилось зачётное, чем вовсю пользуются различные визуальные адаптации.

Основные персонажи

Четыре героя — четыре темперамента — четыре воздыхателя Эсмеральды: Фролло — холерик (поначалу очень хорошо контролирующий себя), де Шатопер — сангвиник, Квазимодо — флегматик (угадайте, кто в самую отчаянную минуту, не зная заранее, что Эсмеральда осуждена на смерть, не потерял головы, продумал рискованный план и исполнил его как по нотам?), Гренгуар — меланхолик.

    Эсмеральда, юная цыганка (на самом деле нет, но она об этом не знает). Зарабатывает на жизнь танцами и фокусами на площади, в чём ей помогает ручная козочка Джали. Добра и удивительно наивна для воспитанной в цыганском таборе. Хранила девственность, считая, что иначе она не сможет найти свою мать. Носит в ладанке, на которой нашита зелёная бусина, свой детский башмачок. Cчитает, что её назвали как раз в честь этой бусины (она знает, что «esmeralda» значит «изумруд», но думает, что это цыганское слово, а не испанское).

      Фебу никак не давалось «бусурманское имечко» Эсмеральды, и он стал называть её «Симиляр» («похожая», «подобная», «приравненная»). Та уже было предложила возлюбленному звать её французским именем Готон (Маргарита): видимо, Феб был не первым, кто обломал язык о её имя. Почему Готон? Тут игра смыслов. «Маргарита» — жемчужина (и вообще в широком смысле «драгоценность». «Эсмеральда» — смарагд, изумруд. Настоящее имя Эсмеральды, которое дала ей её мать, ГудулаАгнесса . Потрясающе красива, но красота (а вернее, соперничество двух потерявших голову мужчин вкупе с её безответной влюблённостью в третьего и откровенным тупизмом четвёртого) привела к трагедии огромного масштаба. А ей важней всего на свете было найти свою родную мать. Нашла. За полчаса до гибели.

    Сюжет

    Это незавершённая статья. Вы можете помочь, исправив и дополнив её.

    Тропы и штампы

    Адаптации

    Адаптаций «Собора» огромное количество. Одних только кинофильмов больше десяти штук, начиная с 1905 года. Общим для всех адаптаций является некоторое урезание и «выпрямление» сюжета, потому что переносить на экран или сцену во всех подробностях этакий кирпич с огромным количеством персонажей и сюжетных линий крайне сложно, да и никто такое смотреть не станет. Чаще всего выбрасывают сюжетную ветку с затворницей Гудулой и происхождением Эсмеральды, и непутёвого брата Фролло, Жеана. Также, поскольку оригинал чертовски мрачен и кончается плохо, многие адаптации делают светлее и мягче. Перечислим наиболее примечательные.

      Персонажам часто меняют цвет глаз и волос:

        Экранизация с Джиной Лоллобриджидой и Энтони Куинном:

          Феб и Гренгуар из блондинов стали шатенами. Для Гренгуара потеря невелика, а вот образ Феба и теряет лишнюю отсылку к солнцу, и выпадает из тропа Золотая шевелюра зла. А Квазимодо, согласно тексту, был огненно-рыжим. А стал шатеном.

        Театр

          Луизы Бертен «Эсмеральда» на либретто самого Виктора Гюго. Несмотря на это, никакого успеха не имела и более на сцене не исполнялась, кроме концертного исполнения на фестивале в Монпелье в 2008 году. Опера А. С. Даргомыжского «Эсмеральда» (1847). Имела больше успеха, но сейчас вы её всё равно нигде не услышите.

        Фролло (Сирил Атанасофф) в балете «Нотр-Дам де Пари»; и чего, спрашивается, этой Эсмеральде не хватало.

        Https://posmotreli. su/index. php/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8

        Pavluchenko — виселица текст и клип песни

        Посмотреть клип песни pavluchenko — виселица можно на этой странице, очень многим он понравился и сама песня тоже, большинство пересматривают этот клип по несколько раз, поэтому предлагаем посмотреть ещё раз клип этой песни и написать ниже свой комментарий о нем. А если вы хотите выучить все слова песни pavluchenko — виселица, то после видео будет опубликован полный текст песни. Чтобы не забыть слова этой песни рекомендуем сделать репост этой песни к себе на страницу в любую социальную сеть. Приятного просмотра!

        Текст песни pavluchenko — виселица

        Виселица
        Ви-ви-ви-ви-виселица
        Ви-ви-ви-ви-виселица, а, а
        Виселица, а, а

        Скоро веселиться будет невпопад
        Все твои подруги мигом улетят
        Ты был нужен людям только с пачкой сигарет
        А сейчас нет, а сейчас

        И очень скоро мне придется выйти
        Но я не хочу видеть эти лица
        И я не хочу больше веселиться
        Надеваю худи и решаю скрыться

        Я пойду к другим, с ними веселей
        Я найду совсем других для себя людей
        Кто я есть? Я лишь кочевник, у меня есть вес
        Всех моих проблем — неподъемный кэс

        Все веселье претворится вдруг в виселицу
        Но я бью тебя по лицу
        Наша сага идет к концу
        Эта новость обрадует твоих с*к

        Эта новость закинет им инфоповод
        Я играю на голосе смысла
        И желаю из этого выселиться
        В поте лица

        Виселица
        Ви-ви-ви-ви-виселица
        Ви-ви-ви-ви-виселица, а, а
        Виселица, а, а

        Виселица
        Ви-ви-ви-ви-виселица
        Ви-ви-ви-ви-виселица, а, а
        Виселица, а, а

        Я пойду к другим, с ними веселей
        Я найду совсем других для себя людей
        Кто я есть? Я лишь кочевник, у меня есть вес
        Всех моих проблем…

        Https://klip-pesni. ru/pavluchenko-viselica-tekst-i-klip-pesni/

        Как сделать синий синим: индиго и вайда

        Из этих двух красителей, широкому потребителю, пожалуй, более известен индиго, он намного более разрекламирован, название находится постоянно на слуху. Раньше, когда массовое производство и синтетика ещё не заполонили рынок, красители действительно были натуральными, так что обычные, казалось бы, синие джинсы, были далеко не самым дешёвым удовольствием.

        Но и сейчас есть бренды, которые производят свою одежду всё теми же способами и всё из тех же натуральных красителей. Индиго создавался из листьев индигоферы, а вайда – из вайды, здесь решили особо не мудрить с названием.

        Индиго.

        Растением, из которого производят краситель, называется Индигофера красильная – растёт она в Японии, Египте, Индии, в некоторых регионах Европы и в США. Название растения походит, что вполне логично, от наименования его родины – Индии. Это один из первых красителей, дошедших до наших дней. Его использовали ещё в древнем Египте, Риме и древней Греции, всё с теми же целями, для плотного и несмываемого окрашивания одежды. С его помощью красили в основном шёлк и шерсть.

        Переработка листьев индиго была целым ремеслом, причём, довольно серьёзным, потому что одежда, покрашенная этим красителем, в те времена была атрибутом исключительно знати, и стоила очень немалых денег.

        В каждом листе индигоферы содержится около 0.5% нерастворимого синего вещества, листья вымачивали, осадок сливали и смешивали с сильной основой, к примеру, щёлочной, полученный продукт спрессовывали в плитки, после чего растирали в порошок. И, собственно, этим порошокм и красили одежду. Для изменения цвета в спектре синего, к нему примешивались другие смеси, в ходе этих манипуляций одежда могла быть любого синего или фиолетового оттенка.

        Вайда.

        Вайда красильная – это растение прорастает в степных зонах Кавказа, Центральной Азии и Северной Африке. Это растение куда менее требовательно и прихотливо, чем индиго, поэтому его издавна использовали преимущественно в Европе.

        Древние египтяне пользовались этим красителем для обработки тканей, в которые оборачивали мумии, что является крайне необычным и почётным применением. Многие галльские племена делали из вайды боевой окрас на теле, с которым они шли в бой.

        Листья вайды замачивали в воде также как и индиго, после образования смеси, из неё делали шары и оставляли застывать. Шары получались сине-зелёного или жёлто-зелёного цвета, при разведении с водой, они давали синий цвет, которым и красили ткани. Эта процедура намного проще и дешевле, чем в случае с индиго.

        Красители в средневековье стали целой статьёй экономики, поэтому, как это часто бывает, правительства европейских стран стали вытеснять нежелательных конкурентов. Завезённый из Индии индиго никак не входил в планы местных производителей, которые сбивали себе целые состояния на производстве и распространении вайды. Поэтому, например, в 1577 году, Германское правительство запрещает использование индиго, назвав его «дьявольским красителем», что кажется вполне себе классным маркетинговым ходом. Как минимум, я бы обратил на него внимание под таким бренд неймом.

        В 1609 году французский король решил пойти дальше и запретил использование индиго, введя за нарушение смертную казнь. Вот так, покрасили штаники – отправился на виселицу.

        Уже в конце 19-го столетия был найден простой и дешёвый синтетический способ создания синего красителя, и тогда для широкой аудитории вайда и индиго буквально умерли.

        В наше время, при развитых технологиях, синтезировать можно что угодно, поэтому большинство вещей цвета «индиго» к самому индиго отношения уже давно не имеют. Кстати, синтезируют их обычно из угля или дёгтя, казалось бы, не самых очевидных материалов.

        Но существуют бренды, которые до сих пор используют натуральные красители. Мы подобрали для вас 5 лучших по нашему мнению брендовых вещей, помогающих создать мужской стиль, которые созданы по традиционным технологиям с использованием индигоферы:

        Https://ostriv. ua/ru/blog/indigo/

        Как сделать виселицу на худи

        Есть у меня родственники. Муж, жена и собачка. Работают в небольшом северном городе, хорошая работа, хорошая зарплата. Живут в съемной однушке от предприятия и в 19 году поменяли свои пятилетний Солярис на новенький Туксон. Со стороны люди скажут — вот дурачки, живут на съеме, но купили машину, а не квартиру. Туксон за 2 мульта это конечно не Гелик за 7, но на тот момент 2 млн это примерно 50-60% хорошей трёхкомнатной квартиры с ремонтом в этом городе. Я же зная эту семью понимаю их покупку машины вместо квартиры на 100% и расскажу почему.
        1) Пёс. Они каждый день выгуливают его в лесу с утра перед работой и вечером после. Прогулка взрослой собаки на самовыгуле в лесу 1-4 часа не то же самое, что прогулка в городе на поводке с намордником. Езда с псом на заднем сидении седана или в багажнике кроссовера туда же.
        На седане в обычную погоду в лес не заехать, в метель подавно, кроссовер же отлично справляется.
        2) Северный город — снегопады и мороз до -45 прилагаются. Может замести так, что ты с парковки на легковой не выедешь, машина побольше намного лучше справляется
        Завестись в -45 новому автомобилю так же легче, чем поддержанному.
        3) Отпуск. Каждый год они ездят 3000 км в отпуск на родину туда-обратно. Треть дороги бетонные плиты. Опять же безопасность и комфорт у машин разные. Со временем взяли прицеп и багажник на крышу, куда грузят мясо-соленья-варенья на год вперёд. Не знаю 1.6 Солярис справился бы в принципе с этим.
        4) Стройка дома на родине и поездки по родне в области. Опять же безопасность и грузоподъёмность.
        5) КАЙФ наконец. Семья любители движа и постоянно за рулём. Рыбалка-ягоды-грибочки. Не всегда нужно заработанные деньги тратить на необходимость, иногда нужно и себя побаловать купив что-то покруче, чем тебе необходимо.
        6) Экономия. Новая машина есть новая. Без машины им никуда, это уже мы выяснили. Ломается машина реже + продукты на год вперед закупают. Магазин нужен только для хлеба и молока с крупами.

        Ps. Гелик за 7 для понтов я тоже не понимаю, но покупка машины, вместо жилья когда ты в ней треть жизни проводишь и она круто жизнь твою облегчает это совсем другое

        Https://pikabu. ru/tag/%D0%9B%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B9/hot? page=7

        Как сделать виселицу на худи

        Часть первая. Соседи. Глава 1

        ─ Тебе нравится новый дом?

        ─ Разумеется, ─ пытаюсь быть убедительной и вроде получается – даже улыбку выдавливаю. ─ Такой… огромный, красивый.

        А ещё с видом на лес, откуда могут прийти не только звери, но и дикие люди.

        ─ А отчим нравится? ─ продолжает допытываться психологиня.

        ─ А вам не кажется, что он должен нравиться моей маме, а не мне?

        Муж матери – даже звучит странно, хотя, маму-то как раз всё устраивает. Пока она счастлива, я тоже почти спокойна, да и сам Аристарх Юрьевич вроде ничего. Правда, мне всё равно сложно признать его кем-то близким.

        ─ Значит, ты готова начать новую жизнь? ─ что-то чиркает в своём блокноте, и мне кажется, что эта психологиня там просто играет в «виселицу» сама с собой. Ну, я бы точно так делала, попадись мне такая пациентка, как я.

        ─ Ага. Новая школа, новый дом – я просто в восторге, ─ забываюсь на миг и снова начинаю сдёргивать кожу у ногтей, и женщина не оставляет это без внимания, хотя никак не комментирует.

        ─ Я улавливаю лёгкий намёк на сарказм в твоём тоне.

        ─ Вам показалось. Я просто не умею выражать столько эмоций за раз.

        Опять отвечаю не то, что хотела, но поздно прикусывать язык – я попалась в ловушку.

        ─ Что я говорила тебе, Миша? Если ты долго не выплёскиваешь эмоции…

        ─ Да-да, перестаёшь что-то чувствовать вообще, так же, как и то, что жертвы насилия – самые жестокие люди, ─ это я уже сама прочитала. ─ Но это не мой случай.

        ─ Так что же ты чувствуешь? ─ цепляется к любой мелочи, как гончая, но если я озвучу свои эмоции, это будет означать, что я ей доверяю, а это неправда.

        ─ Много всего. Как и любой человек моего возраста, ─ пожимаю плечами, как могу оттягивая время, и оно, к моей радости, наконец-то подходит к концу.

        Мне не терпится уйти и занять чем-то руки, поэтому стоит часам просигналить о завершении сеанса, я подрываюсь с места, стремясь оказаться подальше, но меня останавливают на выходе.

        ─ Я хочу, чтобы к следующей встрече ты подумала о своих чувствах, ─ вновь напоминает Валерия Игоревна, поправляя очки.

        ─ Ага, ─ легкомысленно машу ей рукой и сваливаю, прощаясь.

        Настроение – тискать котов и кормить птиц в парке, а может, связать двухметровый шарф и придушить им себя, но мои планы выбивает из головы столкновение с каким-то настырным широкоплечим бульдозером на самом выходе из клиники.

        ─ Смотри, куда прёшь, коза, ─ хамит нагловатый блондин, пытаясь пронестись мимо, а я призываю всё своё терпение.

        ─ Сам глаза разуй, лосяра.

        Тормозит и смотрит так, будто я его любимую бабушку оскорбила, и на секунду выпадает. Кажется, у него гетерохромия, а ещё явные проблемы с сообразительностью, потому что думает он подозрительно долго. Не подозревала, что стереотипы о светловолосых такие правдивые.

        ─ Чё ты там промяукала? ─ обдаёт запахом никотина, заставляя морщиться.

        ─ С дороги отойди или деньги плати за просмотр, ─ сама толкаю его плечом, хотя он на две головы выше, и оказываюсь на улице, всё ещё ощущая его взгляд.

        Вот тебе и культурная столица…

        Нет, я понимаю, что у мамы тут не только работа, а ещё новые отношения, и вообще мы теперь тоже часть питерской элиты, но мне-то всё это зачем? Я бы с радостью пожила у бабушки, закончив свою школу, вот только маме вздумалось строить новую жизнь, с которой она, возможно, и готова справиться, а мне эти реалии даются пока на тройку с минусом, и то с натяжкой.

        Но я могу её понять.

        Для своего возраста мама была красоткой, и ей ещё хотелось найти настоящую любовь, а не как было с моим отцом. Иногда так бывает, что наивные молоденькие девочки встречают на своём пути взрослых, опасных дяденек, которым нельзя отказать, и именно так произошло в её жизни. Она родила меня в семнадцать. Создатель этой беременности благополучно исчез со всех радаров, оставляя вчерашнюю школьницу разбираться с её проблемами, но почему-то она их таковыми не считала.

        Воспитывала меня, параллельно подрабатывая, где могла – благо родители от неё не отказались окончательно, – а потом нашла в себе силы выучиться, став хирургом от бога. Любимая работа и маленький ребёнок, по её собственным словам, вдохнули в неё жизнь. А спустя годы на какой-то конференции она и познакомилась с тем, к кому мы переехали из одной столицы в другую, но лично я пока не знала, хорошо это или плохо. Главное, мама была на седьмом небе от счастья…

        Автобус вскоре подъезжает к остановке, и я забиваюсь назад, отгораживаясь от мира наушниками и капюшоном худи. По ту сторону звучит голос Джокера, которого я открыла для себя около года назад. Его подкасты странным образом проложили путь к моей душе, когда я думала, что больше не найду никакого смысла в жизни, и с тех пор этот изменённый компьютерной программой голос даёт мне гораздо больше, чем любой разговор с психологом.

        ─ … Перемены – это не всегда задница, хотя по большей части так может казаться. ─ Блин, опоздала на прямую трансляцию – хорошо, что запись всегда остаётся. ─ Перемены означают, что наша жизнь продолжается. Всё не может быть постоянно статично. Так не бывает… Даже вода в чашке не может оставаться непоколебимой – что-то по-любому встряхнёт её поверхность рано или поздно. Так что не парьтесь, ─ слышу, как улыбается. ─ Перемены всё равно произойдут, хотите вы того или нет. Вы можете либо принять их, либо быть не согласны, но знайте, что они нам только на пользу…

        Как всегда радует слушателей интересными мыслями, вновь совпавшими с моими переживаниями, и я ловлю дзен, пока добираюсь до дома уже пешком, всё никак не привыкнув к этому расположению. Здесь, в частном секторе рядом с лесом пахнет сырой землёй, предвещая приход осени. Я люблю осень, но этот запах напоминает мне то, о чём я никогда не смогу забыть, как бы ни пыталась. Интересно, когда-нибудь я с этим справлюсь?

        «Еда в холодильнике. Деньги на карте», ─ гласит записка, встретившая в прихожей вместе с тишиной.

        ─ И ни в чём себе не отказывай, ─ хмыкаю, сминая бумажку, и иду в свою новую комнату.

        Нет, мне грех жаловаться – я никогда и ни в чём не нуждалась, благодаря маме. Но с появлением этого мужчины она как будто совсем забыла, что мне тоже иногда нужна её компания, даже если я об этом не говорю. Просто раньше мы были гораздо ближе, несмотря на её вечную занятость. По крайней мере, до того, как моя жизнь стала похожа на фильм ужасов…

        С другой стороны, хорошо, что никого нет дома – отчим отдал мне на растерзание пристройку, где я могла танцевать, и хоть мама была против возобновления занятий, в её отсутствие я могла спокойно тренироваться, что и планировала сделать. Я не собираюсь бояться одиночества и дрожать, закрывшись на все замки.

        ─ Всё будет хорошо, ─ уговариваю себя, заходя в спальню, и едва эти целительные слова доходят до мозга, раздаётся звонок с ноута, заставляя подскочить на месте.

        На мониторе фотка моего друга Женьки, но я мешкаю, прежде чем ответить. Боюсь непонятно чего, хотя внутренне пониманию, почему так себя чувствую, и всё же не могу себя перебороть. Жду, пока он не перестанет, но этот парень слишком упрям, чтобы сдаться – все хорошие спортсмены такие, – и я вынуждена сделать это первой.

        ─ Привет, ─ машу, улыбаясь.

        ─ Почему в прошлые разы не отвечала? Слиться решила? ─ тут же набрасывается на меня.

        Когда-то мы были партнёрами по танцам, и видеть его, зная, что давно нашёл мне замену, больно для самолюбия, но что ещё хуже, я не имею никакого права на обиду. А мне бы хотелось, чтобы оно у меня было.

        ─ Извини, ─ покаянно вздыхаю. ─ Я совсем замоталась с этим переездом.

        Молча разглядывает меня, будто ищет какие-то подтверждения своим собственным умозаключениям, но ничего не говорит, хотя я знаю, сколько у него мыслей по этому поводу.

        Https://litmir. club/br/?b=829475

        Собор Парижской Богоматери

        Собор Парижской Богоматери

        «Собор Парижской Богоматери» (фр. Notre-Dame de Paris) — исторический роман, одно из наиболее известных и популярных произведений классика французской литературы Виктора Гюго. Опубликованный в 1831 году, «Нотр-Дам» стал первым историческим романом на французском языке, в какой-то мере явившись предшественником романов Александра Дюма, Мориса Дрюона и др. По замыслу Виктора Гюго, главным героем романа должен был стать именно знаменитый готический собор Нотр-Дам в Париже. Он и писать-то книгу начал, чтобы привлечь общественное внимание к великолепному, но в то время заброшенному памятнику архитектуры. Эту задачу писателю удалось выполнить: после публикации романа, имевшего огромный успех, резко возрос интерес к готической архитектуре. Но в дальнейшем, как ни иронично, обычные читатели длинные сцены описаний собора предпочитали пропускать, увлекаясь страстями, бушующими вокруг красавицы-цыганки Эсмеральды. Что неудивительно: архитектура архитектурой, но с точки зрения сюжета это просто вода, отвлекающая от основной сюжетной линии. Хотя место действия в виде роскошного собора с витражами и горгульями, конечно, получилось зачётное, чем вовсю пользуются различные визуальные адаптации.

        Основные персонажи [ править ]

        Собор Парижской Богоматери

        Четыре героя — четыре темперамента — четыре воздыхателя Эсмеральды: Фролло — холерик (поначалу очень хорошо контролирующий себя), де Шатопер — сангвиник, Квазимодо — флегматик (угадайте, кто в самую отчаянную минуту, не зная заранее, что Эсмеральда осуждена на смерть, не потерял головы, продумал рискованный план и исполнил его как по нотам?), Гренгуар — меланхолик.

          Эсмеральда, юная цыганка На самом деле нет, но она об этом не знает — её похитили в грудном возрасте, посадили на полянку, воспитали как цыганку. Зарабатывает на жизнь танцами и фокусами на площади, в чём ей помогает ручная козочка Джали. Добра и удивительно наивна для воспитанной в цыганском таборе. Хранила девственность, считая, что иначе она не сможет найти свою мать. Носит в ладанке, на которой нашита зелёная бусина, свой детский башмачок. Cчитает, что её назвали как раз в честь этой бусины (она знает, что «esmeralda» значит «изумруд», но думает, что это цыганское слово, а не испанское).

            Фебу никак не давалось «бусурманское имечко» Эсмеральды, и он стал называть её «Симиляр» («похожая», «подобная», «приравненная»). Та уже было предложила возлюбленному звать её французским именем Готон (Маргарита): видимо, Феб был не первым, кто обломал язык о её имя. Почему Готон? Тут игра смыслов. «Маргарита» — жемчужина (и вообще в широком смысле «драгоценность». «Эсмеральда» — смарагд, изумруд. Настоящее имя Эсмеральды, которое дала ей её мать, ГудулаАгнесса . Потрясающе красива, но красота (а вернее, соперничество двух потерявших голову мужчин вкупе с её безответной влюблённостью в третьего и откровенным тупизмом четвёртого) привела к трагедии огромного масштаба. А ей важней всего на свете было найти свою родную мать. Нашла. За полчаса до гибели.
            — в романе есть крохотный эпизод, в котором он собирается изнасиловать собственную невесту, и Флёр-де-Лис спасло лишь то, что она вовремя почувствовала неладное и выбежала на балкон.

          Сюжет [ править ]

          Собор Парижской Богоматери

          Тропы и штампы [ править ]

          — А кто такой Майе Фаржель, на котором ты изорвал одежду? — продолжал архидьякон. — В жалобе сказано: Tunicam dechiraverunt.
          — Ничего подобного! Просто дрянной плащ одного из школяров Монтегю. Только и всего!
          — В жалобе сказано tunicam, а не cappettam. Ты понимаешь по-латыни?
          Жеан молчал.
          – Да, – продолжал священник, покачивая головой, – вот как теперь изучают науки и литературу! По латыни еле-еле разумеют, сирийского языка не знают, а к греческому относятся с таким пренебрежением, что даже самых учёных людей, пропускающих при чтении греческое слово, не считают невеждами и говорят: Graecum est, non legitur.

            — Квазимодо по просьбе спасённой им Эсмеральды безрезультатно пытается привести к ней Феба. — поначалу может показаться, что протагонистом должен стать Гренгуар: из всех основных персонажей именно он открывает повествование, и какое-то время сюжет действительно крутится вокруг него… но лишь до того момента, пока автор не представляет читателю настоящих главных героев. А Гренгуар довольно быстро становится вспомогательным персонажем, связующим сюжетные линии главных действующих лиц.

              Объясняется это, скорее всего, первоначальным замыслом Гюго, согласно которому Гренгуар должен был играть в романе более значительную роль, в том числе и совершить героическое, но напрасное самопожертвование — спасти Эсмеральду и пойти на виселицу вместо неё. (Бессмысленное — потому что Клод Фролло всё равно должен был разыскать её в цыганском таборе и передать палачам.)

            Адаптации [ править ]

            Адаптаций «Собора» огромное количество. Одних только кинофильмов больше десяти штук, начиная с 1905 года. Общим для всех адаптаций является некоторое урезание и «выпрямление» сюжета, потому что переносить на экран или сцену во всех подробностях этакий кирпич с огромным количеством персонажей и сюжетных линий крайне сложно, да и никто такое смотреть не станет. Чаще всего выбрасывают сюжетную ветку с затворницей Гудулой и происхождением Эсмеральды, и непутёвого брата Фролло, Жеана. Также, поскольку оригинал чертовски мрачен и кончается плохо, многие адаптации делают светлее и мягче. Перечислим наиболее примечательные.

              Персонажам часто меняют цвет глаз и волос:

                Экранизация с Джиной Лоллобриджидой и Энтони Куинном:

                  Феб и Гренгуар из блондинов стали шатенами. Для Гренгуара потеря невелика, а вот образ Феба и теряет лишнюю отсылку к солнцу, и выпадает из тропа Золотая шевелюра зла. А Квазимодо, согласно тексту, был огненно-рыжим. А стал шатеном.

                Театр [ править ]

                  Луизы Бертен «Эсмеральда» на либретто самого Виктора Гюго. Несмотря на это, никакого успеха не имела и более на сцене не исполнялась, кроме концертного исполнения на фестивале в Монпелье в 2008 году. Опера А. С. Даргомыжского «Эсмеральда» (1847). В ней погибает Феб. Имела больше успеха, но сейчас вы её всё равно нигде не услышите.

                Собор Парижской Богоматери

                Фролло (Сирил Атанасофф) в балете «Нотр-Дам де Пари»; и чего, спрашивается, этой Эсмеральде не хватало.

                Https://neolurk. org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8