Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

Второе задание называется «Загадки» где вам предстоит сопоставить хантыйские и русские загадки.

Третье задание под названием «Обряды и праздники» , вам дается задание, чтобы к каждой картинке соотнести обозначение.

Верные ответы: Праздник угощения1 картинка, вороний день 2 картинка, 3 картинка это обряд поклонения Вит-Хону, 4 картинка это медвежьи игрища.
Четвертое задание задание под названием «Народы Югры»

Здесь верными ответами будет: Ханты, Манси и Ненцы.
Пятое задание под названием «Народы родственники» где вам надо обозначить какой народ является родственным Хантам и Манси. Верный ответ — финны.

Шестой вопрос под названием «Мука для хлеба» . надо узнать из чего Ханты готовят муку для хлеба, если нет пшеничной муки — из рыбной.

Седьмое задание «Дикая ягода» надо определить по картинке какая ягода встречается среди болот тундры и мхов — морошка

Восьмое задание «Природная зона» Надо угадать, в какой природной зоне находиться Югра — Тайга.
Девятое задание «Реки Югры» , где вам надо выбрать самые великие две реки.

Десятый вопрос «Месторождение нефти» где вам надо определить место где добывают нефть, которое связано с названием озера — Самотлорское нефтяное месторождение.

Следующие задание «Оленеводство» . Здесь вам предстоит определить, как у Хантов называются место, где пасутся олени. Дается 4 варианта ответа, правильный вариант — Пастбище.
Задание «Орнамент» , какие функции выполняет рисунок на одежде Ханты и Манси.

Задание «Народные загадки» : Верный ответ Олень.

Задание «Кухня Севера» , как называется еда, которая изображена на картинке — Строганина.
Задание «Бытовые предметы» Здесь вам надо по картинкам найти название предметов.

Задание «Природные зоны» , определите как называется самая большая природная зона Югры — Тундра.
Задание «Мамонты» задание состоит из того, что надо узнать. сколько мамонтов увидели югорчане 2007 году.

Задание «Одежда ханты»

Задание «Добыча нефти»

Задание «Враг Ермака» как звали хана с котором боролся Ермак — Кучум.
Задание «Национальные орнаменты »

«Задание «Символы на гербе»

Задание «Рыбная ловля» местное население добывало рыбу в огороженных водоемах, как назывался такой вид ловли — верный ответ Запорным рыболовством.
Задание «Промышленность» какие полезные ископаемые добывают в Югре — нефть, природный газ, каменный уголь.
Задание «Каменный век» , где вам предстоит опознать картину Васнецова и ее название, что на ней изображено. Верный ответ — охота на мамонта

Задание «Официальные цвета» Что обозначают цвета на гербе Югры.

Задание «Орнамент флага» , где вам дается три варианта рисунка, который есть на флаге Югры, надо определить, какой из них. Верный ответ, вариант под номером 1.
Здесь есть такие задания с ответами как:
Национальный спорт
Загадки
Обряды праздники
Народы Югры
Народы родственники
Мука для хлеба
Дикая ягода
Природная зона
Месторождение нефти
Реки Югры
Оленеводство
Орнамент
Народные загадки
Кухня Севера
Бытовые предметы
Природные зоны
Мамонты
Красный дракон
Одежда Ханты
Добыча нефти
Враг Ермака
Национальные орнаменты
Символы на гербе
Рыбная ловля
Промышленность
Каменный век
Официальные цвета
Орнамент флага
Если вы не нашли в данном вопросе ответ на ваш вопрос, он значит находиться в других вопросах на нашем сайте Знайка учит.
Не забывайте то, что ответы и задания даны за 1- 4 класс.

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Любой орнамент имеет тот или иной смысл.. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию, магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха, замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера. (слайд №2)

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; (Слайд№4)

птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»;

растения: ай сумат нув «березовая ветка»;

явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»;

и сам человек: хэ шоп «туловище человека».

Элементы орнамента : прямая линия, зигзаг и ромб.

Прямая линия – это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа». (слайд №10)

С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни. Часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках. На широком сегменте люльки у ног ребенка расположен узор со специальным названием «подошвы ног орнамент».Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль.

Считается, чем ветвист узор, тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.

За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.

Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще. (слайд№12)

Отдельно взятый ромб называют «сердца углублением». Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», в зависимости от своего местонахождения. И еще он мыслится как «вместилище для души».

Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь». (слайд №7)

По сегодняшним представлениям хантов, жуков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького нев жучка».

Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира. Распространенный сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши, чтобы передать ту или иную информацию.

Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. (слайд №3)

Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей : по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.

Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка. (слайд№9)

Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».(слайд №11)

Изображение Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, —

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца:

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

Микуль Шульгин. (слайд№5)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки»,«коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. (слайд №6)

Вот некоторые из них:

Геометрический орнамент. Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко — тюльпан и пион; в период модерн — лилия и т. д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент. Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом, то получится значительный декоративный эффект.

Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент. Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом.

Традиционная одежда манси, искусственные покровы человеческого тела, служащие для защиты его от воздействий внешней среды. К одежде принято относить нижнюю и верхнюю поясную и плечевую, обувь, головные уборы, пояса, рукавицы; как правило, в комплекте с ними рассматриваются причёски и украшения. Манси использовали для изготовления традиционной одежды олений мех, птичьи шкурки, пушнину, овчину, ровдугу, сукно, крапивный и льняной холст, хлопчатобумажные ткани, покупную кожу, бисер, бусы, металл. По особенностям традиционная одежда, известным по этнографическим материалам, манси можно разделить на 3 группы.

Первая — южные и восточные манси, для костюма которых характерны холщовые рубахи и распашная одежда, украшенные вышивкой разноцветными нитками (сближаются южные ханты).

Вторая — сосьвинско-ляпинские, верхнепелымские и верхнелозьвинские манси, а также часть западных манси, к концу XI в. уже утративших этническую специфику. И традиционная одежда отличает широкое применение в качестве материала оленьих шкур, наличие мужской одежды глухого покроя, камусной обуви заимствованной от ненцев.

Третья группа манси Оби и низовьев Северной Сосьвы. У них вплоть до второй половины XX в. основным материалом для зимней одеджды были птичьи шкурки овчина, женское платье обязательно дополнялось халатом, значительное развитие получила аппликация (сближаются с берёзовскими ханты).

Изготовление одежды у манси всегда было женским занятием. Мужская одежда состояла из поясной (штанов) плечевой (рубахи) из холста или хлопчатобумажной ткани, малицы, парки, мехового и суконного гуся. Большим количеством вариантов представлена обувь, выделяется несколько типов поясов. К числу элементов сугубо промысловой одежды относится лузан, некоторые виды обуви. Наиболее распространённой была причёска в виде двух кос. Поясной одеждой женщин был пояс-повязка. Нижняя плечевая одежды — платье из хлопчатобумажной ткани у северных групп или вышитая рубаха у южных. Вся верхняя женская плечевая была расшитой. Она включала в себя халаты из холста, хлопчатобумажной ткани, межсезонную из сукна, а также шубы из оленьего меха или птичьих шкурок, пушнины. Эта традиционная одеждла имела украшения: вышивку, аппликацию, мозаику. Женская обувь по покрытию походила на мужскую.

Обязательно для замужних женщин было ношение платка. Пояс и рукавицы не получили повсеместного распространения. Преобладающим нагрудным украшением были бусы, а также бисерные полукруглые ожерелья и украшения в виде двух спускающихся на грудь ажурных бисерных полос. Локальную специфику имели украшения для волос (наиболее распространённый тип причёски две косы): на Севере ложные косы, на Юге — причёски и косоплётки из бисера. Повсеместно носили кольца (женщины мужчины) и серьги.

Детская одежда по основным признакам совпадала с одеждой взрослых. В обрядовой (праздничной) присутствуют наиболее архаичные формы костюма. Как и культура манси в целом, одежда развивалась на базе слияния костюм таёжных охотников и рыболовов и костюм южных скотоводов с последующим влиянием тех народов, с которыми манси контактировали на протяжении их истории. В традиционной одежде манси концу XIX — началу XX в. очень заметно присутствие южного компонента. Он проявлялся в покрое одежды, наличии некоторых деталей костюма, не обусловленных ни природной средой, ни хозяйственными занятиями (например: женский платок). Местный, таёжный компонент проявляется в использовании для шитья нарядов птичьих шкурок и пушнины.

Женская одежда сохранилась в качестве повседневной в отдалённых районах. В крупных селениях её часто носят пожилые женщины, для других возрастных групп она расценивается как праздничная.

Традиционное платье хантов, украшенное аппликацией Женщины в старинной Хантыйской одежде

У северных Хантов-оленеводов зимняя мужская одежда – глухая малица из шкуры оленя мехом внутрь, с ситцевым чехлом (маличная сорочка) сверху, с капюшоном и пришитыми рукавицами. В дорогу поверх нее надевают совик (гусь, кумыш)– глухую одежду мехом наружу. Летняя мужская одежда такого же покроя из черного сукна. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных хантов-охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Промысловая у охотников – распашная, более короткая, из меха оленя или диких зверей.

Женская – суконные или тканевые халаты (шешкан-сах),украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полах. Надеваются поверх ситцевого платья (более короткие рукава шешкан-саха приоткрывали украшенные бисером манжеты платья) и штанов. Зимние меховые шубы у сев. гр. Х. из оленьего меха, двуслойные, у др. гр. – из меха белки, сукна, раньше – с подкладом из птичьих шкурок. Зоо- и растительноморфные мотивы орнамента, восходящие к андроновской культуре, – «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др. – выполнены техникой аппликации (на платьях, халатах) из полосок ткани, сукна или техникой меховой мозаики: мастерица сшивает полоски белого и темного оленьего меха, затем вшивает декоративную полосу в подол, рукав халата, шубы, на шапку. Дополнительно такой мозаичный узор украшают полосками из цветного сукна и бисером. Женские меховые капорообразные шапки отделывали цветным сукном, металлич. бляшками (сейчас эти головные уборы вытеснены цветастыми шерстяными платками). Обувь – из оленьих камусов, замши (ровдуги), кожи – по покрою поршневидная (вост.-сиб. тип) и башмаковидная (зап.-сиб. тип).

Зимние меховые сапоги (выше или до колена) носили мехом наружу с меховым чулком мехом внутрь. Летние из ровдуги расписывали красками – охрой и приготовленной из лиственничной коры. Низкие кожаные туфли (чирки), расшитые бисером или аппликативным узором, сев. Х. носили с вязаными шерстяными узорчатыми носками. Украшения делались из бисера – нагрудные, головные, накосные (последние с ложными косами). Женщины носили серьги, кольца. Известна татуировка у мужчин и женщин. Традиционная одежда и обувь сохраняются как повседневные у оленеводов и у некоторых групп сургутских Хантов, у остальных – как промысловая и праздничная одежда. Из рыбьей кожи раньше шили одежду и обувь (рыбьи кожанишки), теперь делают мешки для хранения соли, пороха и т.п.

Женская меховая распашная шуба без капюшона. Ханты Шуба с характерным орнаментом из кусочков светлого и темного меха. Ханты Женская одежда. Казымские Ханты Старинная вышитая рубаха. Ханты Женский костюм северных хантов. Зимнийː шуба (сах), украшена аппликацией и меховой мозаикой с орнаментом приобского типа. Женский костюм северных хантов. Летнийː платье-рубаха(ернас) из пестряди с полосами аппликации на подоле и манжетах; тканевый халат (сяшкан-сах) с прямыми полами;с на аногах – вязаные носки, на груди – плетенное из бисера ожерелье (сапыл лак), на голове – платок (охшам) с незавязанными концами.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты.

Образовательные: расширить представления детей о родном крае; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты : основными занятиями, одеждой, с народным орнаментом ханты. Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты.

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважение к труду народных мастеров, и интерес к жизни и традициям коренных народов севера, желание больше узнать об их жизни.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание игры «Ловкий оленевод»

Словарная работа: коренное население, чум, обласок, орнамент.

Материалы и оборудование: кукла «хантыйка», ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись – голоса птиц, музыка народов ханты, презентация, хантыйская шубка из цветного картона, клей, губка, трафарет орнамента «солнце», манная крупа, разнос, салфетки, таблички для рефлексии солнце и тучки.

Оргмомент: Вводная беседа: — Ребята, подумайте и скажите, в каком посёлке мы живём?

— Посёлок Белый Яр находится в каком округе?

— Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.

(обращает внимание детей на карту)

— Послушайте пожалуйста стихотворение:

Югорский край –заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край Югорский всех вас приглашаю.

Мотивационно – ориентировочный этап: Приход куклы «Хантыйка Энны»

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я хочу пригласить вас в небольшое путешествие. Хотите отправиться прямо сейчас?

А отправимся мы с вами на лодке, которая называется обласок.

(имитируют движения веслами, обращает внимание на экран)

Поисковый этап: — Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времён?

Самыми древними людьми, или, как мы называем коренными жителями нашего края, являются ханты.

Ханты – это народ, который ведёт таёжный образ жизни. Чаще всего ханты живут в чумах. Своё жилище они строят сами. Утепляют шкурами животных.

Для того, чтобы отправиться дальше, нам нужно пройти по бескрайним просторам земли ханты.

Очень много зверей обитает в этих лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав, мы вспомним, кто они.

1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой, спит в избушке снеговой (медведь)

2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нём громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит… (лось)

3. Что за зверь зимой холодной, ходит злой, голодный (волк)

4. Бьёт копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень. Это – северный….(олень)

5. Юркий маленький зверёк с ветки прыг, на ветку скок (белка)

6. Работящие зверьки, строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход (бобры)

7. Длинный хвостище, сама -хитрища (лиса)

8. Словно ёлка, весь в иголках (ёж)

9. Трусоват лесной красавец. Догадались это…. (заяц)

Звучит аудиозапись – голоса птиц.

— Ребята, вы слышите, какая музыка звучит в лесу Правильно, это поют птицы. Давайте представим себя птицами.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. Дети машут руками, словно крыльями.

Чтоб быстрее нам летать,

Надо крыльями махать. Дети машут руками интенсивнее.

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете, Потягивание руками вверх, ноги на носочках.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. Дети приседают на несколько секунд.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. Дети встают и машут руками — «крыльями».

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. Дети садятся.

— Очень много птиц живет в наших лесах (показ птиц) : тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клёст, кукушка.

— Вот мы с вами и пришли в гости к хантам. (обращает внимание на экран)

Основное занятие этих людей – это охота, рыболовство, а дальше на севере – оленеводство. В основном этим занимаются мужчины. Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр.

Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

-Вся одежда у народов ханты шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении.

— Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, лисья лапа, изображение медведя, птиц. (Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.)

Появляется орнамент – солнце.

Хантыйский орнамент солнце – воспринимается как надёжный источник тепла и света. Пока есть солнце, есть жизнь.

Практический этап: (играет аудиозапись хатыйской музыки)

Энны приглашает вас в мастерскую, где мы поможем мастерицам украсить шубки хантыйским орнаментом «солнце».

Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Накладываем трафарет на шубку, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на шубку на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки манную крупу и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки крупы осторожно ссыпаем на разнос.

(дети выполняют самостоятельно)

-Теперь можно отправляться обратно в детский сад. Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

— Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного вы сегодня узнали? А вы бы хотели жить в тайге? Что для вас было сложным? Что понравилось больше всего?

Рефлексивно – оценочный этап: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – спрячьте солнышко за тучку.

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

— Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси.

— Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

— Развивать восприятие, воображение, речь.

— Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси.

Материал: картинки с изображением быта ханты и манси (шьют одежду, вышивают бисером, охотятся, ставят чум); картинки с изображением одежды и обуви; образцы орнаментов для украшения одежды.

Словарная работа: обласок, малица, платок с кистями, халат, кисы, орнамент, бисер, чум, юрта.

Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласила в гости бабушка Имиль. Музей находится далеко, за рекой. Добраться туда нелегко. Поплывём мы с вами на хантыйской лодочке, которая называется обласок. Этот обласок выдолблен из толстого ствола дерева.

(Имитация движений греблей вёслами.)

Вот мы с вами и в музее. Посмотрите внимательно на эти картины.

Дети: Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр, мужчины ловят рыбу, едут в оленьих упряжках, строят дом.

Воспитатель: Правильно. Молодцы, вы очень внимательные.

-Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

— Как вы думаете, из чего ханты строят свой дом, который называется чум?

Дети: из палок и из шкур оленя.

Воспитатель: правильно, дом из бересты называется чум. Еще ханты живут в избушках.

Я вам сейчас покажу небольшой кусочек шкуры оленя, вы можете его погладить, потрогать, чтобы понять какая шкура толстая и теплая.

Ребята: Вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении. Во время сбора ягод или при ходьбе по кочкарнику (по кочкам) его можно поддернуть за пояс.

— Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

Игра «Поймай оленя». (Задеть петлей веревки друг друга).

А теперь, рассмотрите орнамент, украшающий одежду. Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев: «Рог оленя самца», «Заячьи ушки», «Лапы лисы», «След маленьких крестов», «Рябь воды», «Накаты волн», «Голова соболя», «Гнездо птицы», «Ноги маленькой лягушки», «Пасть щуки», «Солнце», «Ветки березы».

— Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.

Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и бабушка Имиль дарит вам образцы орнаментов «Ветки берёзы», «Солнце».

Теперь можно отправляться обратно в детский сад, где мы раскрасим цветными карандашами подаренные орнаменты.

Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

Воспитатель: Ребята расскажите, где мы сейчас с вами были.

Дети: Мы были в музее.

Воспитатель: На чем мы добирались до музея.

Дети: На лодке, которая называется обласок.

Воспитатель: С одеждой каких народов мы познакомились. (Ханты, манси)

Как называется одежда мужчин? (Малица)

Как называется обувь? (Кисы, унты)

Какую одежду носят женщины? (Платье, халаты, платок на голове)

Чем украшается одежда? (Орнаментом, вышивается бисером)

Кто запомнил названия орнаментов?

Почему у них такое название? (Орнамент похож на лапы, следы животных и птиц, на ветки деревьев)

Что вам подарили в музее? (Орнаменты)

Для чего он нужен?

В заключение дети раскрашивают орнаменты цветными карандашами.

Беседа с родителями в младшей группе «Одежда детей в группе и на улице» Родители, которые готовят своего ребенка в детский сад, всегда обеспокоены тем, какая обувь и одежда понадобятся для детского сада. И это.

Общесадовское мероприятие «Национальная деревня» Праздник начинается на спортивной площадке. — Ребята, в каком крае мы живем? /Оренбургском/ Наш край славится многим: природой, хлебом,.

План мероприятий на март по теме «Национальная культура» Беседа на тему «Игрушки мордовского народа» Рассматривание альбома «Наш край мордовский» Д/и «Сделай город лучше» с/р игра «В гости к бабушке.

Тувинская национальная игра «Далбый-тевек» Методическая разработка тувинской национальной игры «Далбый-Тевек» Конспект-занятия по тувинской национальной.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_ornament.zip 14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65 «Фестивальный»

Консультация для педагогов

«Орнамент, как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики».

Велиханова Альвина Алиевна

орнамент – это узор, украшающий некоторую поверхность.

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Любой орнамент имеет тот или иной смысл. . Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха, замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»;

птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»;

растения: ай сумат нув «березовая ветка»;

явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»;

и сам человек: хэ шоп «туловище человека».

Элементы орнамента: прямая линия, зигзаг и ромб.

Прямая линия – это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни. Часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки , так и на ее бортиках. На широком сегменте люльки у ног ребенка расположен узор со специальным названием «подошвы ног орнамент».Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль.

Считается, чем ветвистее узор, тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.

За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.

Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще.

Отдельно взятый ромб называют «сердца углублением» . Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», в зависимости от своего местонахождения. И еще он мыслится как «вместилище для души».

Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь».

По сегодняшним представлениям хантов, жуков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького нев жучка».

Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира. Распространенный сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши, чтобы передать ту или иную информацию.

Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей: по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.

Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка.

Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».

Изображение Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, —

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца:

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки»,«коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Вот некоторые из них:

Геометрический орнамент. Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко — тюльпан и пион; в период модерн — лилия и т.д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент. Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом, то получится значительный декоративный эффект.

Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент. Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом.

Не только шкуры животных ханты использовали для изготовления одежды. Из чего же ещё они шили одежду и даже обувь?

Ханты — это удивительный народ со своими обычаями и традициями.

Они проживают в суровых условиях, когда то заселившись на территорию Западной Сибири.

Места здесь не для лёгкой жизни — болотистая тайга, тундровая зона с ее вечной мерзлотой. И красивая река Обь с ее многочисленными потоками и малыми реками.

Поэтому и приспособились ханты все добывать своим трудом, беря дары матушки — природы.

Одежду ханты исстари шили из хорошо выделенной шкуры налима. Эта рыба достаточно бывает большая, и лоскуты кожи шли на пошив мягкой одежды, например, рубах, халатов.

А вот верхнюю одежду ханты изготавливали из шкур оленей и лосей. И украшали ее мехом диких животных.

Кроме того, в пошиве одежды использовали нити, которые получали из крапивы.

А более жесткие меховые шкуры животных сшивали тонкими сухожилиями оленей.

Самый первый материал для пошива одежды и обуви у северных народов это, конечно же, оленьи шкуры. Они тёплые, самая тёплая одежда шьётся только из них, порой шкуры сшиваются в два слоя — мехом внутрь плюс мехом наружу.

Но не только оленьи шкуры служат материалом для одежды хантов. Другими «тканями» служат кожа рыбы, волокна крапивы. В местах проживания и промысла хантов рыба очень крупная, поэтому лоскуты из рыбьей кожи большие, хорошо пригодные для пошива одежды. Весь природный материал, будь то оленьи шкуры или кожа рыбы, люди хорошо выделывают, превращая в очень качественный.

В качестве ниток ханты брали сухожилия, а иглами служили острые рыбьи кости.

После свадьбы выжили меня родители из дома, уехала я с мужем и ребенком на Север — в Ханты-Мансийский округ к его родне. Шубка на мне была искусственная, — 50 градусов мороза она не выдержала и я подхватила воспаление легких. Тогда я сшила там же в ателье искусственную шубу с двойной подстежкой из ваты — сама как колобок в ней, а холодно ужасно.

А потом купила жилетку из оленя, да кисы на ноги (женские унты) — вот так жить можно.

Привезла сестре шкуру оленя на подарок, так она зашила её в ткань и сделала спальный мешок, ходила в походы, даже зимой спала на снегу и было ей тепло, так что знаю, что оленья шкура — самая теплая.

Поэтому сами ханты, чукчи, эвенки всю верхнюю одежду из этих шкур шьют, иногда и мехом вверх и внутрь. Также используют мех своих собак — породы там с хорошим подшерстком. В обуви на подошве тоже мех используют в несколько слоев, а самый наружный могут и из ягеля сделать (и из другого мха, прессуют и прошивают, а как износится, можно на новый поменять — не жалко.

Любят одежду украшать тесьмой, камешками с дырочками, ракушкой, используют мех диких животных — лосей, куниц, лис, песцов. Даже рыбью шкуру, только выделывать её трудно. А весь этот труд лежит на женщинах: и выделка, и пошив, пока мужчины на охоте.

Раньше и иголки были из костей рыбьих, и нитки из сухожилий, но теперь цивилизация дошла и до них. И хотя нитки лавсановые, а иголки стальные — шить одежду все равно приходится самому, ибо такая теплая на Большой земле не нужна, а на Севере не купишь — только сам, своими ручками.

Традиционная одежда манси, искусственные покровы человеческого тела, служащие для защиты его от воздействий внешней среды. К одежде принято относить нижнюю и верхнюю поясную и плечевую, обувь, головные уборы, пояса, рукавицы; как правило, в комплекте с ними рассматриваются причёски и украшения. Манси использовали для изготовления традиционной одежды олений мех, птичьи шкурки, пушнину, овчину, ровдугу, сукно, крапивный и льняной холст, хлопчатобумажные ткани, покупную кожу, бисер, бусы, металл. По особенностям традиционная одежда, известным по этнографическим материалам, манси можно разделить на 3 группы.

Первая — южные и восточные манси, для костюма которых характерны холщовые рубахи и распашная одежда, украшенные вышивкой разноцветными нитками (сближаются южные ханты).

Вторая — сосьвинско-ляпинские, верхнепелымские и верхнелозьвинские манси, а также часть западных манси, к концу XI в. уже утративших этническую специфику. И традиционная одежда отличает широкое применение в качестве материала оленьих шкур, наличие мужской одежды глухого покроя, камусной обуви заимствованной от ненцев.

Третья группа манси Оби и низовьев Северной Сосьвы. У них вплоть до второй половины XX в. основным материалом для зимней одеджды были птичьи шкурки овчина, женское платье обязательно дополнялось халатом, значительное развитие получила аппликация (сближаются с берёзовскими ханты).

Изготовление одежды у манси всегда было женским занятием. Мужская одежда состояла из поясной (штанов) плечевой (рубахи) из холста или хлопчатобумажной ткани, малицы, парки, мехового и суконного гуся. Большим количеством вариантов представлена обувь, выделяется несколько типов поясов. К числу элементов сугубо промысловой одежды относится лузан, некоторые виды обуви. Наиболее распространённой была причёска в виде двух кос. Поясной одеждой женщин был пояс-повязка. Нижняя плечевая одежды — платье из хлопчатобумажной ткани у северных групп или вышитая рубаха у южных. Вся верхняя женская плечевая была расшитой. Она включала в себя халаты из холста, хлопчатобумажной ткани, межсезонную из сукна, а также шубы из оленьего меха или птичьих шкурок, пушнины. Эта традиционная одеждла имела украшения: вышивку, аппликацию, мозаику. Женская обувь по покрытию походила на мужскую.

Обязательно для замужних женщин было ношение платка. Пояс и рукавицы не получили повсеместного распространения. Преобладающим нагрудным украшением были бусы, а также бисерные полукруглые ожерелья и украшения в виде двух спускающихся на грудь ажурных бисерных полос. Локальную специфику имели украшения для волос (наиболее распространённый тип причёски две косы): на Севере ложные косы, на Юге — причёски и косоплётки из бисера. Повсеместно носили кольца (женщины мужчины) и серьги.

Детская одежда по основным признакам совпадала с одеждой взрослых. В обрядовой (праздничной) присутствуют наиболее архаичные формы костюма. Как и культура манси в целом, одежда развивалась на базе слияния костюм таёжных охотников и рыболовов и костюм южных скотоводов с последующим влиянием тех народов, с которыми манси контактировали на протяжении их истории. В традиционной одежде манси концу XIX — началу XX в. очень заметно присутствие южного компонента. Он проявлялся в покрое одежды, наличии некоторых деталей костюма, не обусловленных ни природной средой, ни хозяйственными занятиями (например: женский платок). Местный, таёжный компонент проявляется в использовании для шитья нарядов птичьих шкурок и пушнины.

Женская одежда сохранилась в качестве повседневной в отдалённых районах. В крупных селениях её часто носят пожилые женщины, для других возрастных групп она расценивается как праздничная.

Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты — коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди. Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» — основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Сохранение традиций и культуры ханты и манси один из главных принципов культурного развития округа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе «Традиционная одежда ханты и манси»»

Традиционная одежда ханты и манси

Выполнил: Полтавец Владимир Вадимович

ученик 4 «Е» класса МБОУ «Средней школы №2 многопрофильная имени заслуженного строителя Российской Федерации Евгения Ивановича Куропаткина»

Руководитель: Корлыханова Анна Максимовна

Объект исследования: Национальная одежда аборигенов Югры Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси. Цель: Проанализировать узоры, часто встречающиеся в одежде коренных жителей Югры. Изучить природные материалы, использовавшиеся для изготовления одежды в традиционно-бытовой культуре обских угров, Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Задачи: 1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части; 2. Определить виды материалов для изготовления одежды 3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметов быта, найти их графическое изображение. 4.Сделать вывод по проделанной работе.

Мужская одежда У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь)

Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты — охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, нашивками из бисера. Женские пояса были уже мужских и более нарядные. Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

Детская одежда Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

Головные уборы Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли.Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.

Украшения У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: воротники, различные нагрудные украшения. Основные цвета бисера били: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый и подбирались по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

Анкетирование Было опрошено 132 человека. Мы получили такие ответы: 1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа? Ханты и манси – 120человек, русские – 12 человек 2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси? Из меха, шкур животных — 115чел, из шерсти – 12человек, из ткани -5чел. 3. Чем традиционно занимаются ханты и манси? Охотой и рыбалкой — 114чел, земледелием и скотоводством- 18 чел 4.Что такое орнамент? Правильно ответили – 108чел, не знают – 12 чел, допустили ошибку- 12 чел. 5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами? Красивая одежда – 98чел, орнамент является оберегом – 22чел, связь с природой – 12 человек . По итогам анкетирования стало ясно, что не все ребята знают про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. Мы рассказали ребятам о символике орнамента и что обозначает каждый узор.

Заключение: 1.Традиционная одежда ханты и манси хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям севера. 2.Традиционная одежда шьется из меха оленя. 3.Одежда удобная и нарядная. 4.Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных, 5. По орнаментам определяют принадлежность ханты к определённой местности.

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально и личностно значимый характер.

Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности, когда поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке).

О национальной одежде приходится судить по материалам истории, фракам, миниатюрам, предметам прикладного искусства. У национальной одежды коренных жителей Югры многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

На протяжении многих тысячелетий одежда людей выполняла практические, эстетические, социальные и религиозные функции. Она издавна служила средством налаживания дипломатических и культурных контактов, а также являлась объектом торговли.

Костюм – один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда – это, своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Нравственно – патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории родного края, национального народного костюма, изготовление наглядного пособия. формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

  1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Ханты-мансийского округа (хантов и манси)
  2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
  3. Воспитывать положительное толерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды МБДОУ.
  4. Собрать материал о региональных особенностях народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека
  5. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение проекта в ДОУ.

Краткая аннотация проекта:

  • Проект выполняет творческая группа сотрудников детского сада «Солнышко», совместно с родителями.
  • Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, посещающих детский сад и родителей.
  • Проект реализуется через сотрудничество с разными организациями: средняя общеобразовательная школа, ДК
  • Приобретение материала для пошива костюмов.
  • Просвещение родителей предполагается путём консультаций, бесед, оформления стендов, участием в театрализованных представления.

Проект находится на стадии планирования и разработки. Продолжительность проекта – до мая 2018 года.

В реализации проекта планируется просветительская работа наглядная информация для родителей, консультации, беседы, совместные мероприятия.

Проект реализуется с учетом программы регионального компонента

«Мой край родной» для детей от 3 до 8 лет в рамках вариативной части основной образовательной программы НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018 гг.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста.

3. География проекта: поселок Сентябрьский, 66, НРМ ДОБУ «Детский сад «Солнышко», Нефтеюганского района, Тюменской области, ХМАО-Югра.

Заявитель (организация/группа физических лиц/физическое лицо): НРМ ДОБУ Детский сад «Солнышко», пос. Сентябрьский, 66, телефон/факс: 299-265

Руководитель организации: Вдовина Ольга Валерьевна, заведующий детского сада, рабочий телефон: 299-265

Обоснование необходимости проекта:

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.

Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа.

Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» — основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов – это практичность. Она рассчитана на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов нижнеобского региона очень разнообразна.

Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.

Начнём с того, что вообще то ханты — они всегда были охотниками, а манси всю жизнь занимаются оленеводством.

Ну и соответственно места обитания. Для охоты ребятам нужен лес, поэтому они всегда живут вблизи тайги и по руслам рек, а для оленеводства нужны пастбища, поэтому манси — это тундровики и жители полей и пастбищ.

Много чем отличается соответственно и культура и быт и жизненный уклад, поэтому погостив у первых и приехав ко вторым, одинаковой может оказаться только «огненная вода«, всё остальное будет разным)

Ханты и манси — это малочисленные коренные родственные народности Сибири, а именно Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. Они ведут полуосёдлый образ жизни, а те из них, которые занимаются оленеводством, ведут кочевой образ жизни. Основное их занятие — охота и рыбная ловля.У них даже женщины умеют охотиться. А ещё эти женщины очень красиво вышивают. Мужчины делают поделки(предметы быта) из бересты и из кожи животных. Их религия — шаманизм, хотя в наше время большинство из них называют себя христианами. Они имеют свои языки: хантыйский и мансийский соответственно, которые относятся к подгруппе финно-угорских языков. Ханты и манси они стали называться после 1917 года, а до того времени их называли остяками(ханты) и вогулами(манси). За время проживания в Ханты-Мансийском автономном округе (30 лет) мне много раз приходилось бывать на их стойбищах, общаться с ними. Это очень добрые, гостеприимные и общительные люди. Многие из них получили образование и живут в городах, как представители других народов, как мы с вами. Они очень любят лес какой-то особенной любовью, разговаривают с деревьями, как с живыми существами и мне всегда кажется, что в этом плане они мудрее нас. Бережно относятся к природе и с болью в сердце говорят о том, что люди её разрушают, относятся к ней по-варварски. И я бы не сказала, что они полярно отличаются друг от друга. Ярких внешних признаков отличия я не вижу.

Ханты охотники, а Манси- оленеводы кочевники.

Ханты живут, там ещё тайга, ну а Манси уже в тундре.

Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе.

Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

Манси (самоназвание этого народа – вогулы). У них свой язык и достаточно развитый эпос.

Ханты от Манси отличаются не очень сильно, и ничего удивительного, ведь они относятся к родственной группе народов.

Ханты — коренной малочисленный народ принадлежащий к группе фино-угоров. Проживает на северо-западе сибири. Самоназвание Хантов — Ас Хоят (что означает народ проживающий на р. Обь) из-за чего хантов иногда называют остяками. В России Хантов проживает больше тридцати тысяч. Язык хантыйский (ранее назывался остяцкий) который наравне с мансийским и венгерским входит в фино-угорскую группу языков. Живут Ханты охотой, рыболовством и оленеводством.

Народ Манси, так же как и Ханты относится к фино-угорской семье. Письменность у Манси первоначально была на латинице (с 1931 года), но позже с 1937 года пишут на кириллице.

Манси в Новгородских летописях впервые упоминаются с одиннадцатого века. На настоящий момент численность Манси составляет больше двенадцати тысяч человек.

Традиционные промыслы Манси — земледелие (с шестнадцатого века), оленеводство (с тринадцатого века), охота, рыбалка, скотоводство (с эпохи неолита)

Первым делом стоит отметить их схожесть, ханты и манси это два родственных народа проживающих на севере России, они до сих пор ведут традиционный уклад жизни.

Также схожи и языки хантов и манси, они относятся к угорским диалектам, удивительно, но еще один похожий язык, относящийся к тому же диалекту это венгерский.

Если говорит о одежде,то здесь различие более явное и вполне заметное, если присмотреться то узоры на одежде у ненцев более аскетичные, а вот у хантов более проработанный и многоярусный.

Дополнительно можно сказать у хантов более роскошная зимняя одежда вся расшитая многочисленными узорами из бисера.

Ну и основные отличия: охота это то чем издревле занимаются ханты, а вот манси всегда разводили оленей.

Ну и одна общая проблема на два таких родственных, но в тоже время разных народа, это увлечение алкоголем, оно медленно но верно уменьшает численность их населения.

Ханты и манси — родственные народы. Изучение их затруднено, т.к. они не имели своей письменности. Некогда и ханты и манси были великими охотниками. Не случайно их пытались обратить в христианство московские князья, потому, что они без спросу «растрачивали» ценных соболей и оленей. Считается, что образовались народы от слияния уральского неолита и угорских племен. Языки хантов и манси схожи. Впрочем и венгерский язык относится к этой же группе. Для современных историков вопрос едина ли культура этих народов остается открытым. Но принято считать, что скорей едина. У них общая религия, общая культура, праздники, почитание животных. Оба народа живут в единении с природой.

Общая численность манси составляет всего чуть более 12 тысяч человек. У них есть свой мансийский язык, но все же чаще говорят на русском. Обычные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие.

Численность хантов чуть более 31 тысячи человек. Занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.

Манси и ханты — родственные народы, а потому неправильно говорить, что они как небо и земля.

Различить их сложно, потому что по антропологическим показателям народы практически ничем не отличаются друг от друга.

Но у них разные языки и это основное отличие, хотя и мансийский и хантыйский языки относятся к одной группе — финно-угорской группе.

Конечно прежде всего многое связано со средой проживания ханты живут там где есть леса и поэтому в основном охотники, а манси в основном в тундре и поэтому оленеводы , а в остальном у них много общего это гостеприимные народы, но слабохарактерные и в настоящее время среди них распространен алкоголизм.

Первая разница между хантами и ненцами, конечно, есть язык. Ненцы говорят на самодийском языке, а ханты — на угорском. Самодийские и угорские языки разошлись пару тысячей лет назад. Теперь есть споры между лингвистов по поводу того, к какой языковой ветви угорские языки ближе — к финнско-воложско-пермским или самодийским. Традиционно угорские языки числятся ближе к финнско-воложско-пермским (почему есть термин финно-угорские языки), но сейчас некоторые лингвисты, особенно из Финляндии, находят в угорских и самодийских языках общие инновации, которые могли возникнуть только во время совместной развитии. С другой стороны, словарный запас в угорских языках куда ближе к финнско-воложско-пермским языкам, чем к самодийским языкам. В итоге говорители угорских языков, а особенно обско-угорских, находят куда больше похожих слов в коми или удмуртском, нежели ненецском языке. Конечно, вы сами можете представить себе, что ханты и ненцы не понимают речь друг-друга. Эти два языка не похожи ни по словарной запасе, ни по звучении.

Я представлю цитату, которая, наверное, вас удивлет:

«У народов ханты и манси, сумевших сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которых было почти 27 видов, музыкальные инструменты просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил предков, которые после смерти превращались в священных зверей — горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого-то времени снова стать людьми. У ханты и манси широкое распространение имели такие щипковые струнные музыкальные инструменты как семиструнная арфа («лебедь»), тумран (варган), нарс-юх, кугель-юх, нерыпь, нин-юх, лютня и многие другие. Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелёгкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным — струнным и многострунным. У северных селькупов и ненцев, в отличие от ханты и манси, был всего один единственный музыкальный инструмент — это шаманский бубен (пензер).»

Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

Обувь была разных покроев: для лета — поршневидная (с загнутой подошвой, присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – «ненецкая обувь») длиной выше колен шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна. Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок (вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из лосиной кожи.

Головным убором служили капор, платок или капюшон малицы и гуся. Своеобразны были так называемые ложные косы — пучки волос, перевитые цветным шнурком. В некоторых районах было принято стричь волосы особым образом либо их носили нестрижеными. Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины носили также нагрудные и особые накосные украшения.

Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

Крапивное полотно. Южные ханты умели изготовлять нитки и из заменителя конопли — крапивы. Гр. Новицкий еще в XVIII в. писал: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостаточество свое удоволяють полным зелием от кропивы бо зелныя хитростные истягають нити, из коих холсты утворають»63. Крапиву заготовляли осенью, вязали в пучки и подвешивали для просушки. При обработке стебли размачивали и деревянной либо костяной пластинкой снимали верхний слой, содержащий лубяные волокна. Их просушивали и разминали, затем толкли в деревянной ступе или расколачивали деревянной колотушкой на камне. Если сухожильные волокна скручивали в нити просто руками, то крапивные вначале пряли, пользуясь веретеном со съемным узорным пряслицем из дерева, рога или камня. Пучок волокон при этом привязывали к шесту или держали в берестяной коробке, а нить протягивали через крючок в брусе жилища. Напряденные нити ссучивали по две на большие веретена. Готовую пряжу отбеливали или красили и получали холст разных сортов: толстый шел на верхнюю одежду, тонкий — на белье. Ткали холст на самодельных станках. Станок имел весьма совершенную конструкцию — более сложную, чем у алтайских и среднеазиатских станков. Ткачество было утрачено хантами в начале XX в., и теперь прекрасные образцы их вышитых рубах, штанов, кафтанов, платьев из самотканого полотна, как и ткацкий станок, можно увидеть лишь в музеях. Для окрашивания пряжи, а также тканей применяли отвары ягод, трав и корней деревьев. Из шерстяных нитей, покупных или самодельных, руками плели опояски и подвязки к обуви, а на иглах — носки.

Одно из древнейших женских искусств — мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей — сейчас уже утрачено. Лучше сохранилась традиция изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и сумочках. Для изготовления этой мозаики, а также узоров на рукавицах, в которых плясали на медвежьих праздниках, применялась еще одна техника, требующая высокого мастерства. На ровдугу (замша из оленьей кожи) наносили узор краской из смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из одного отвара и оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали сухожильной нитью.

Если кожу для выполнения орнаментов приходилось красить, то мех оленя в светлые и темные тона был окрашен самой природой. Узоры лучше всего «резать», как говорят мастерицы, из гладкого плотного меха на камусах — шкуры с ног копытных животных. А он всегда был «дефицитом», его следовало экономить. Поэтому была изобретена безотходная технология: светлый и темный камусы накладывали друг на друга, для точности сшивали между собой и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Темную полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полосками цветного сукна, а в старину – белым подшейным волосом оленя. Получались контрастные зеркальные орнаменты, обычно с равенством фона и узора. Они как бы бежали по нарядным женским шубам (сах), оттого и поется в песне: «Зверем избеганный стал узорный сах, оленем избеганный стал узорный сах».