Представители коренных народов Крайнего Севера, живущие вдали от крупных городов, до сих пор носят свою национальную одежду, ведь она рациональна и наиболее оптимально приспособлена к суровым природным условиям, их работе и образу жизни. И даже появление современных материалов и внедрение цивилизации в жизнь этнических северян не в силах заставить их полностью забыть свои истоки и «моду» предков.
Традиционно для изготовления верхней одежды эвенки, чукчи, ненцы, якуты и другие северные жители использовали шкуры оленей, нерп, диких зверей и даже собак, а также перья птиц – например, гагар и уток. В ход шла также кожа рыб, а у якутов – шкуры коров и лошадей. Особенно распространена у оленеводов и охотников теплая и практичная ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур.
Одежду утепляют мехом белок, песцов, рысей и других диких пушных зверей. В старину народы, которые занимались морским промыслом, приобретали материал для пошива (например, оленьи шкуры) у охотников. Расплачивались за него рыбой, китовым мясом, и нерпой.
Дизайн и покрой одежды с давних пор соответствует образу жизни и роду деятельности владельцев. Поскольку мужчины (охотники, оленеводы, рыбаки) больше времени проводят на открытом воздухе, их одеяние, как правило, шьется максимально глухим, без прорезей. У женщин наряд более распашной. Маленьким детям традиционно шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном. Часто штаны и обувь сшиты вместе.
Несмотря на общие принципы в рациональном использовании одежды, у каждого народа существуют свои особенности в ее дизайне.
Чукчи
Эвенки
У представителей этого народа традиционная верхняя одежда – кафтан из оленьей шкуры с завязками на груди, швы которого простеганы бахромой из козьего меха – чтоб внутрь не попадала вода. Также эвенки активно используют нагрудники из меха. В суровых районах они носят поверх кафтана глухую меховую одежду (соку) и надевают меховые «натазники». Традиционный головной убор – шапка наподобие капора, отороченная мехом. Также некоторые эвенки обматывают голову и шею платками или меховыми полосками, напоминающими шарф.
Современный носитель эвенской культуры в летней одежде
Якуты
Наиболее распространенным и характерным для якутской национальной одежды считается крой, который они когда-то переняли у русских военных и путешественников, но видоизменили в соответствии со своими культурно-художественными традициями. Это что-то типа пальто со складками по бокам и сборкой на рукаве. Вообще же их этническая «мода» сочетает в себе много заимствований от других народов, а все элементы декора в костюме в старину имели особую смысловую нагрузку. Например, конусовидная парадная женская шапка, делая силуэт якутки как бы устремленным вверх, символизировала процветание и благополучие. Сейчас якуты стали одеваться современнее, у оленеводов популярны меховые или замшевые национальные куртки с воротником или рубахи из грубой плотной ткани.
Современный якутский оленевод
В этнической моде все смешалось
Если в старые времена северные народности жили более или менее обособленно, то постепенно, в связи с ассимиляцией, произошло очень много заимствований в национальной одежде. Например, у якутов эвенки заимствовали кафтан с отложным воротником, а у чукотских модников – практичные меховые кухлянки. Но зато унты эвенков показали себя настолько удобными, красивыми и теплыми, что их все чаще стали использовать в качестве обуви практически все северные народы!
Выделанная кожа с природным красителем и современные шарфики
Более того, в наше время часто можно встретить ненецких, чукотских, якутских оленеводов и охотников в одежде, сочетающей как национальные, так и современные детали. Например, обычная шерстяная шапочка промышленного производства, а сверху – традиционный меховой головной убор.
Национальная шубка и современные зимние штаны
Вышивка
В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.
При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.
Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.
Бисер — самый распространенный элемент декора одежды
Бисер
Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.
Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.
Рассказываем, как связан выбор одежды и особенности вашей личности.
Никогда не задумывались, почему в какие-то дни нам так и хочется примерить что-то яркое, а в другие — любимый серый кардиган не покидает наших плеч? Выбор образа напрямую зависит от нашего психологического состояния и бессознательной основы, заложенной в нем. А вот как именно, разбираемся с психотерапевтом и основателем бренда женской одежды The One Goddess Александрой Толокониной.
То, как мы выглядим, зависит не только от культурной среды, места жительства, страны, моды в данный момент и статуса. По большей части в основе этого лежит наше физическое, эмоциональное и ментальное состояние. Несмотря на то, что человек — существо социальное, в нас все еще сохранились частицы животной природы. И если заглянуть на этот базовый биологический уровень, то здесь особую роль играет невербальная коммуникация.
Для одних одежда становится защитной оболочкой, таким коконом, в котором хочется спрятаться, чтобы стать невидимым, слиться с толпой и максимально не привлекать к себе внимание. Такой вариант часто встречается у тех, кто переживает кризис, плохое настроение или у кого в целом есть какие-то сложности в жизни. Они на подсознательном уровне стараются спрятаться и не проявляться, чтобы их не трогали лишний раз.
Другой вариант — одежда как яркая обертка для привлечения внимания. Такое встречается у девушек, которые находятся в поиске отношений. Они будут стараться одеваться более акцентно, чем те женщины, у которых уже есть муж, дети и для которых в настоящий момент отношения не являются ведущей темой (читайте также: Не стоит рисковать: 5 «модных» цветов, которые оттолкнут вашего собеседника).
Возвращаясь к биологии, одежда так или иначе будет показывать нашу стратегию на здесь и сейчас. Наше желание привлечь партнера, спрятаться и защитить себя от лишнего внимания или, наоборот, напасть и показать свою доминантность. Наш мозг считывает эти сигналы не только в себе, но и в окружающих. Они как базовые установки, призваны распознавать свой — чужой, привлекательный напротив нас стоит человек или, наоборот, отталкивающий.
Как яркий пример, мы видим человека, одетого с иголочки, но общее впечатление образа все равно вызывает недоверие и даже настороженность. Это и есть те скрытые сигналы, ведь мы так или иначе чувствуем состояние окружающих и считываем его по силуэтам.
Не менее важную роль одежда играет в качестве эмоционального допинга для удовлетворения наших психологических потребностей. Она выступает инструментом ментальных игр в социальном мире, причем как по отношению к себе, так и к окружающим.
Если говорить о себе, то наряд, как костюм актера, помогает нам примерить нужную роль, слиться с ней и прожить ее в определенном состоянии. Вспомните, как, надевая каблуки и платье с декольте, автоматически где-то в глубине включается та страстная соблазнительница, которая готова кокетничать и считать отданные ей мужские сердца. Одежда может помочь войти в это состояние, прочувствовать его, но нужно помнить, что если это не соответствует внутренней сути «здесь и сейчас», то это действительно будет временной мерой (читайте также: Где покупать одежду: 13 российских брендов, о которых вам нужно знать).
Если вы одеваетесь, как стажер, вас будут воспринимать как стажера и окружающие, и даже вы сами. Рассказываем, какое решение предлагают психологи моды, чтобы заставить вашу одежду работать на вас.
Золотое правило Дональда Трампа «одеваться следует для той работы, которую вы хотите иметь, а не для той, которую имеете» — это, пожалуй, одно из тех высказываний, где экс-президент США действительно знает, о чем говорит.
О том, как правильно подобранный аутфит может повлиять на наше настроение, самоощущение и уверенность в себе, проведено немало исследований. Одно из последних, однако, дает оговорку: оценка вашего образа должна исходить, прежде всего, от вас. Хороший наряд может считаться действительно таким, если вы и правда хорошо в нем себя чувствуете. «Все люди разные, и мера успеха у всех — тоже разная», — комментирует профессор психологии моды Лондонского колледжа моды Каролин Майер. Так что вполне может случиться так, что великолепно скроенный дорогой наряд попросту начнет вас сковывать, и ни о какой уверенности в себе не будет и речи.
Более того, здесь за или против вас может сработать и еще один фактор — обстановка. К примеру, костюм-тройка — эдакий символ успеха делового человека — может вполне помочь вам чувствовать себя увереннее, если вам предстоит бизнес-презентация перед специалистами выше вас по должности. Между тем, наденьте такой аутфит на совещание команды, запускающей техно-стартап, в какой-нибудь лофт (где все вокруг носят худи и джинсы), — и конфуз обеспечен.
Мы осознаем свою индивидуальность и стремимся ее выражать — например, через внешний облик. Создаем образы и пытаемся оставаться уникальными в мире, где крупные производители тиражируют свои коллекции в миллиардах экземпляров. Не лучше ли проявить креативность и заказывать свой личный вариант той или иной модели? Сервис Hooli сделал эту возможность доступной для каждого.
Что мы сегодня подразумеваем под словом «мода»? Помимо комфорта, стиля, красоты это понятие подразумевает также осознанность, разумное потребление и экологичность.
На протяжении последних нескольких лет журналисты и инфлюенсеры били во все колокола, рассказывая аудитории о проблеме огромных по своему объему отходов при производстве одежды. И мир наконец задумался, сколько мегатонн вещей шьется многомиллионными корпорациями и какой вред это наносит экологии. Потому резко повысился спрос на экоматериалы, снова популярны секонд-хенды и сервисы по ресейлу. После резонансного выступления экоактивистки Греты Тунберг в ООН мы стали активнее сдавать вещи на переработку, а молодежь сосредоточила свое внимание на брендах, которые используют в производстве переработанные материалы.
Зачем людям столько одежды? Какую цель мы преследуем, скупая трендовые сезонные вещи, которые, скорее всего, через полгода уже не наденем? Покупательское поведение многое говорит не только о предпочтениях человека, но и о его характере.
«Одежда рассказывает о своем владельце что-то уникальное»
Надежда Двоскина, психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии
«Человек проявляет себя во всем: в том, что или кого он выбирает, что делает, чем интересуется. И, разумеется, одежда — ее фасон, цвета, фактуры — играют в этом значительную роль. Этот выбор может быть как осознанным, так и неосознаваемым.
Не только сама по себе одежда, но даже ее состояние могут много рассказать о своем владельце. Так, человек, любящий привлекать внимание окружающих или даже эпатировать их, чаще будет выбирать яркие расцветки, крупные рисунки и надписи. Такие люди предпочитают причудливые модели — например, с высокими воротником, асимметричным краем, крупной фурнитурой.
Те, кого больше интересует собственный внутренний мир, скорее сделают ставку на более комфортные, традиционные и при этом не столь яркие, словно «прячущие» от внешних взглядов предметы одежды. Ин могут нравиться капюшоны, глубокие карманы, объемные шарфы.
Довольно часто выбранная человеком одежда не совпадает с тем его образом, который он хотел бы транслировать окружающим.
У ниши индивидуальной одежды большое будущее — именно потому, что она предоставляет ценную возможность свободы и творчества
Бывает, кто-то хочет позиционировать себя как серьезного, сдержанного, достойного доверия со стороны окружающих, но за счет специфического выбора одежды может показаться окружающим совсем другим — например, легкомысленным.
Это все равно история про самовыражение, просто в таком случае взгляд окружающих на человека не совпадает с его собственным видением самого себя. Например, для человека выбранная им футболка с персонажем мультфильма — это про то, что он ценит юмор и свободу в современном мире. А окружение его может быть более консервативным и считывать это как признак инфантильности.
В каждом случае одежда рассказывает о своем владельце что-то уникальное. И, поскольку сейчас очень велик запрос на раскрытие себя, проявление себя в мире, полагаю, люди могут начать обращать намного больше внимания на возможность индивидуального конструирования предметов гардероба.
Понятно, что предложения масс-маркета и брендов не уйдут с рынка, но у ниши индивидуального пошива, на мой взгляд, большое будущее — именно потому, что он предоставляет нам ценную возможность свободы и творчества».
Вещи для человека, а не человек для вещей
Fast fashion («быстрая мода», погоня за новейшими тенденциями) диктует правила, навязывает свои тренды, давит на человека и в итоге заставляет все-таки купить то, что ему на самом деле не нужно. Прослужит такая вещь максимум один сезон, а потом отправится на дальнюю полку гардероба.
Есть ли альтернатива беспорядочному потреблению? Да, и придумали ее молодые российские дизайнеры. Они разработали уникальный сервис по индивидуальному пошиву одежды на каждый день — Hooli (в переводе с эстонского — «Забота»).
Сервис Hooli был запущен в ноябре 2019 и за считаные месяцы завоевал доверие более 3000 клиентов. На этом основатели компании не остановились и в прошедшем октябре инициировали грандиозное обновление.
Hooli — первый в мире конструктор повседневной одежды, который позволяет собрать идеальный образ по своим индивидуальным предпочтениям и параметрам. Принцип прост: заходите на сайт, определяетесь с моделью, цветом, вариациями капюшона, обработкой манжетов, выбираете вышивку или принт, указываете рост — и уже спустя 7-15 дней получаете созданные вами худи, костюм, платье, рубашку или шорты.
Даже при беглом взгляде на совершенно незнакомого человека можно узнать о нем многое. То, как человек одет, является неосознанным посланием для окружающих, которое расскажет о его интересах, его отношении к себе, к миру, к красоте в целом и к комфорту. Стиль одежды – это визитная карточка человека. И не обязательно покупать одежду дорогих брендов, чтобы производить впечатление обеспеченного и успешного человека. Достаточно в гардеробе иметь десяток стильных качественных вещей, и умело вводить их в ансамбль.
Покупая одежду, человек не анализирует свой стиль и то, что он желает сказать о себе. Он ориентируется на современную моду, на сезон, собственный вкус, и, конечно, на стоимость выбранной вещи. Но каждый раз главную роль при этом играет представление о себе. И если одни предпочитают удобство, то другие ориентируются при поиске нужной вещи на создание гармоничного и уникального образа. Люди покупают совершенно разную одежду, разных стилей и цветов. Но, собрав гардероб любого человека, можно заметить некоторую одинаковость в каждой отдельной детали одежды, и все вместе они и создают имидж или посредственный внешний вид.
Что говорит о человеке стиль одежды?
- Классику выбирают практические люди, которые не желают тратить время по пустякам, а откровенные разговоры с посторонними для таких людей – табу;
- Деловому стилю, который характеризуется строгими и четкими линиями в одежде, отдают предпочтение сдержанные интеллектуалы, для которых главное – работа, а эмоциям и чувствам не место в их повседневной жизни;
- Спортивный яркий стиль выбирают теперь не только подростки, но и те, кто ведет динамичный образ жизни и вынужден в течение дня появиться в нескольких точках города, а к вечеру еще и в спортклуб успеть;
- Романтики выбирают рюши, воланы, жабо, а одежда, как женская, так и мужская, выполнена в нежной пастельной гамме;
- Стиль casual – это стиль большинства людей, предпочитающих удобство и комфорт;
- Джинсы носят противоречивые личности, желающие в своем образе объединить простоту старых вещей и оригинальность новых веяний моды;
- Женщина, которая хочет обратить на себя внимание противоположного пола, выбирает мягкие струящиеся ткани, облегающие фигуру и подчеркивающие соблазнительные изгибы;
- Дерзкие тщеславные личности предпочитают экстравагантную и необычную одежду, ведь им необходимо выделяться из безликой серой массы.
Существует еще много разнообразных стилей одежды (дерби, фолк, бохо, милитари и др), но они не способны рассказать того, что скрывают гардеробы самых обычных, не связанных с миром моды и дизайном одежды, людей.
Психология выбора одежды
- одежду свободного покроя покупают те, кто стесняется себя и желает скрыть какие-то недостатки, а обтягивающие модели носят для демонстрации какой-либо части тела;
- стягивание талии говорит о стремлении приглушить чрезмерные эмоции;
- прикрытая платком или красивым воротником шея свидетельствует о том, что человеку трудно оставаться искренним и демонстрировать свои эмоции. Такие люди склонны замыкаться в себе;
- если человек постоянно пытается что-то подчеркнуть в своем облике (чувственность, женственность, сексуальность), значит, именно в этом он испытывает неуверенность;
- одежду оверсайз предпочитают те, кто не желает принимать свое тело с избыточным весом, и для них намного лучше заниматься самообманом;
- трудно расстаются со старыми вещами консервативные, с трудом меняющие свои убеждениям, люди.
Зная, какие послания зашифрованы в одежде, легко подобрать нужный имидж и достичь желанной цели.
Для ответа нам придется отправиться в длинное путешествие в прошлое и проследить историю и эволюцию одежды.
Чтобы это было веселее делать, я нарисовала бумажных куколок – мальчика и девочку, которые будут нам помогать. На них мы будем примерять всю одежду, о которой пойдет речь в дальнейшем рассказе (скачать файлы с ними можно тут: ЗДЕСЬ черно-белый вариант, если хотите раскрасить одежду сами, а ЗДЕСЬ уже раскрашенные мною).
Распечатайте и вырежьте этих куколок и весь рассказ демонстрируйте ребенку с их помощью!
Какую одежду мог носить первобытный человек, чтобы защитить себя от холода?
Порассуждайте с ребенком на эту тему – что бы надевал он, если бы не было одежды?
Ниток и, значит, тканей тогда еще не было, шить древние люди не умели. Поэтому они просто оборачивали вокруг тела кусок шкуры убитого ими на охоте зверя. И так делали все – и мужчины и женщины.
Выглядело это примерно вот так (возьмите одеяло или простынку и попробуйте сделать из нее первобытную одежду):
Со временем люди умнели и развивались. Они научились ткать ткани из растительных волокон и шерсти. Научились сшивать куски ткани и шкур в единое целое. Когда в снегах Альп нашли хорошо сохранившуюся мумию Эци (человека бронзового века, умершего примерно 3300 лет назад), то ученые увидели, что на нем надет уже достаточно сложный костюм, части которого были сшиты с помощью жил животных – сухожилий.
Но все равно, вся одежда – и мужская и женская, – была похожа на платье или плащ. Отличалась она лишь длиною: у женщин, как правило, юбки были длиннее мужских. На Древнем Востоке – в Вавилоне, в Ассирии, в Египте люди носили юбки и набедренные повязки.
В Древней Греции и Риме мужчины и женщины одевались в плащи, туники, хитоны, тоги, которые представляли собой рубахи свободного покроя и драпировки куском ткани.
Когда и как появились первые штаны, ученые пока не знают. Скорее всего их придумали кочевники – народы, занимающиеся разведением скота.Они не строили себе домов и городов, а жили, постоянно переезжая с места на место, для того, чтобы следовать за своими стадами. Они первые придумали ездить, сидя верхом на лошади, а не цеплять к ней повозки, как делали остальные народы. А в юбке сидеть на коне очень неудобно, к тому же, во время долгой скачки можно очень сильно натереть кожу.
Попробуйте, надев юбку, “оседлать” стул. Правда, плохо получается?
Поэтому, похоже, именно кочевники Азии придумали “раздвоить” юбку и сделать отдельную штанину для каждой ноги.
Каких только фасонов не было у штанов: плундры, шоссы, кальсесы, ландскнехты, кюлоты, панталоны, шаровары, порты, галифе, бриджи! Привычные же для нас длинные широкие штаны появились через несколько сот лет, сначала они были одеждой моряков.
Женщины же все это время – от древности до начала 20 века продолжали ходить в платьях и юбках. За ношение штанов женщину в Средние века могли сжечь на костре!
В конце 19 века из-за того, что штаны стали шить фабричным способом и складывать в стопки, на них появилась складка – “стрелка”. Именно такие штаны стали называть “брюками”.
Но мальчики брюки вовсе не носили! Дело в том, что в старину детей до 7 лет – и мальчиков, и девочек, – одевали одинаково. В длинные рубахи или платьица. Посмотрите на фотографии этих малышей. И не подумаешь, что это мальчики!
В России в деревнях мальчишки ходили в длинных рубахах до 15-16 лет. Потом им разрешалось одевать “взрослую” одежду – штаны.
В те времена никакой специальной моды для детей не было. Дети носили такие же фасоны, что и взрослые – со всеми пуговичками, рюшечками, шнуровками. Только где-то лет сто-сто пятьдесят назад стали разделять одежду на взрослую и детскую, а детскую – на одежду для мальчиков и для девочек.
Но девочки тоже не всегда и не везде носят юбки!
Например, штаны издревле носили все женщины в Восточных странах. Они одевали широкие штаны – шаровары, – под юбку. И ходить без шаровар считалось крайне неприличным.
И женщины кочевых народов носили в длинных переходах штаны наравне с мужчинами.
В Европе первые женские брюки стали появляться в конце 19 века. Первой осмелилась укоротить юбку и надеть под нее турецкие шаровары американка мисс Дженкинс в 1851 году. Но только отчаянные модницы могли себе позволить повторить ее пример и надеть брюки. И то только в виде костюма для верховой или велосипедной езды.
Во Франции лишь в 1909 году отменили указ императора Наполеона о запрете ношении брюк женщинами. Но даже через десятилетия брюки на женщине были чем-то исключительным. В 1931 году мэр Парижа требовал от актрисы Марлен Дитрих покинуть город из-за того, что она носила “мужской костюм”.
Многие мамы, и тем более бабушки помнят, что когда они были маленькими, брюки на женщине считались не очень приличными. Это была одежда для спорта или тяжелой работы. Но в школу или на работу в офис в них ходить было нельзя. Неприлично было и появляться в них в театре, кино или кафе.
Но где-то в 1950е-1970е годы женщины все больше и больше стали носить брюки. А уж когда появились прочные и удобные джинсы, то в них стали ходить все – и мужчины и женщины, и взрослые и дети.
Так что теперь девочек можно встретить и в юбках, и в брюках. А вот мальчикам труднее приходится. У нас мальчику надевать юбку не принято.
Но во многих африканских культурах мальчики и мужчины носят набедренные повязки – такие юбочки. Они бывают из травы и листьев, из ткани, кожи и меха.
И даже у нас в Европе есть народы, у которых в традиционном костюме мужчины носят юбки. Например, шотландцы. У них и сейчас можно встретить мужчин, расхаживающих по городу в юбке! А мы с Катей даже видели мужчин в юбках в прямо в нашем городе. В кафе с кельтским антуражем. Там все официанты ходят в настоящих килтах – так называется народная одежда шотландцев. Помню, Катю это очень удивило ?
Теперь, когда мы проследили всю эволюцию одежды от древности до наших дней, мы можем сделать вывод. Не везде и не всегда мальчики носили штаны, а девочки юбки. Но в нашем обществе сложилось так, что костюм женщин был более консервативен и почти не менялся. Мужчины же вели, в отличие от женщин, более активный образ жизни. Поэтому им и нужна была более удобная и практичная одежда. Как только роль женщин в обществе возросла, и женщины стали работать и отдыхать наравне с мужчинами, женский костюм стал стремительно меняться. И теперь одежда женщин и мужчин мало чем отличается.
Другие наши развивающие занятия можно посмотреть на страничке моего блога “Клуб почемучек”.
Чужая душа — потемки. Это в какой-то степени так. Но когда люди молчат, они выдают себя другим способом. Так, о личности человека может многое рассказать простой тест — цветовая гамма гардероба. Обратите внимание, какой цвет преобладает в одежде человека, и вы сможете прочесть его характер, как открытую книгу.
Черный
Черный цвет — это цвет силы и власти. Его выбирают уверенные в себе люди, которые обладают огромной жизненной силой. Они нечувствительны к чужим переживаниям и достаточно черствые в эмоциональном плане. Люди, которые предпочитают черный цвет в одежде, любят производить эффект на окружающих. Ведь этот цвет скрывает все недостатки фигуры и всегда выглядит модно.
Но есть и менее оптимистичная трактовка черного цвета. Если человек постоянно одевается в такие мрачные вещи, это может говорить о его отстраненности от окружающего мира. Он ни с кем не желает общаться, а черный цвет использует как защиту от назойливого внимания.
Серый
Серый цвет — это символ утонченного вкуса. Его выбирают скромные люди, которые не любят привлекать к себе внимание. Они предпочитают производить впечатление поступками и умом, а не внешностью.
Белый
Белый цвет — это воплощение чистоты и элегантности. Его выбирают добрые милые люди, которые заряжены положительной энергией. Светлый наряд — это будто отражение светлой души.
Есть и другая трактовка этого цвета. Белый предпочитают дерзкие и уверенные в себе люди. Облачаясь во все светлое, они будто бросают обществу вызов, сообщая, что никого и ничего не боятся.
Красный
Красный — это цвет страсти и агрессии. При виде него учащается дыхание и сердцебиение. Этот цвет преобладает в гардеробе ярких и уверенных в себе людей, которые не хотят оставаться незамеченными. Они терпеть не могут одиночества, а потому одеваются так, чтобы все внимание окружающих было приковано только к ним. А еще люди, надевающие красную одежду, очень эмоциональный и склонны к преувеличениям.
Желтый
Желтый — это цвет веселых и жизнерадостных людей, которые излучают позитив в любой ситуации. Этой энергией они заряжают других, мотивируя их к активным действиям. Также люди, отдающие предпочтение желтому цвету, немного легкомысленны и часто принимают необдуманные решения.
Зеленый
Зеленый цвет символизирует спокойствие и умиротворение. Его выбирают эмоционально устойчивые люди, которые чувствуют внутреннюю гармонию. Люди, в гардеробе которых преобладает зеленый цвет, отличаются консервативными взглядами на жизнь. Они хорошо осознают ценность денег, умеют их зарабатывать и рационально тратить.
Синий
Синий цвет символизирует равновесие. Люди, которые его предпочитают, обладают выраженными навыками самоконтроля. Они умеют управлять своими эмоциями и никогда не переживают по пустякам.
Фиолетовый
Фиолетовый — это цвет роскоши и богатства. Его выбирают люди, которые стремятся к красивой жизни. Это нежные и романтичные натуры, которые отличаются исключительной верностью своим вторым половинкам. Также выбор в пользу фиолетового свидетельствует об изысканном вкусе.
Коричневый
Коричневый — это цвет земли. Его выбирают простые люди, которые в жизни руководствуются традиционными ценностями. Они надежны, на них всегда можно положиться. Такие люди стремятся не к высотам, а к стабильности. Они не любят повышенного внимания к своей персоне.
Какие ассоциации вызывает у нас словосочетание «самый богатый человек в мире»? Скорее всего, у него должна быть роскошная недвижимость в самом престижном районе города, а если продать все вещи из его гардероба, можно купить сразу несколько хороших квартир и даже машину. Однако реальность не всегда совпадает с нашими ожиданиями.
Безусловно, некоторые люди с огромным состоянием действительно одеваются исключительно в люксовые бренды. Но повседневный стиль миллиардеров из списка Forbes вас точно удивит. Показываем, как одеваются богатейшие люди нашей планеты в обычной жизни.
Джефф Безос
Состояние: $177 млрд
Основатель интернет-магазина Amazon уже второй год возглавляет список самых богатых людей мира по версии Forbes. И хотя Джефф Безос может похвастаться баснословным состоянием, его гардероб разрушает стереотипные представления о миллиардерах. Он носит базовые футболки или поло и обычные джинсы — кажется, чтобы повторить образы Безоса, достаточно просто зайти в ближайший масс-маркет. Джефф явно не пойдет на жертвы во имя моды, ведь его аутфиты — это образец удобства и комфорта, а не отражение последних трендов.
Илон Маск
Состояние: $151 млрд
Генеральный директор Tesla Илон Маск находится на втором месте в списке главных богачей нашей планеты, и его образ жизни по-настоящему удивляет. Илон продал всю свою недвижимость и переехал в небольшой модульный дом, а его простые наряды будто составлены по принципу «взял первое попавшееся под руку и надел». Как и Безос, в обычный жизни миллиардер выберет не сшитый на заказ костюм, а любимые футболки, джинсы и кроссовки. И в этом нет ничего плохого: Маск не раз писал о том, что ему не нужны деньги, ведь он целиком посвящает себя Марсу и Земле.
Теория – теорией, а мы в ADME задумались, как влияет и влияет ли вообще одежда на жизнь реальных людей.
Ездили с коллегой в командировку в Нью-Дели. До отеля добрались только к полуночи, жутко устали и выглядели весьма потрепанными. Персонал не хотел нас обслуживать, и номер мы получили только через час. На следующий день переоделись в костюмы. Охранник внезапно отдал мне честь и пожелал доброго дня, а администратор за стойкой бросил все свои дела, поднялся и начал приветливо улыбаться. И это тот самый парень, который ночью никак не мог заселить нас в номер! © Gautham Krishnan / quora
Дело было в начале нулевых. Тогда я поднялся по карьерной лестнице до замкоммерческого директора большого концерна. Руководство полюбило отправлять меня в различные командировки. Пришлось поменять свой гардероб: вынуть серьгу, перестать красить волосы, а бомберы и гриндерсы сменить на пиджаки и рубашки. Вот как раз выбрать последнюю собрались мы с супругой в новомодный торговый центр. Остановились перед витриной — целая стена разных рубашек. Смотрю — висит ОНА. Моя. Хочу такую! Ищем глазами продавщицу. Она рядом, но почему-то не хочет обращать на нас внимания. Демонстративно стоит к нам спиной. Я прокашлялся и позвал ее: «Покажите мне, пожалуйста, вон ту рубашку!» Тетка обернулась через плечо, окатила снизу вверх презрительным взглядом поверх очков и громко и четко взвизгнула на весь магазин: «Это! Дорогие! Рубашки!» Уж не знаю, почему она приняла молодых, прилично одетых ребят за нищебродов. Рубашку эту я купил. Она мне была абсолютно по деньгам. © Siriusnash / pikabu
Несколько лет назад у меня были длинные волосы, а одевался я по принципу «надевай что есть». Меня игнорировали все, кому не лень. Потом я начал обращать внимание на то, как одеваются мои любимые музыканты: синяя или черная однотонная футболка, джинсы, сникерсы, хорошая куртка. Короткая, нарочито небрежная стрижка. Вы не поверите, но внезапно ко мне начали подходить разные люди. Они заговаривали со мной так, будто видели меня впервые. А ведь многие из них были мне знакомы. © Sandy Praharsha / quora
Когда я надеваю дорогой костюм на работу, все относятся ко мне с большим уважением. Но стоит мне выйти на улицу в спортивках, как окружающие тут же начинают обращаться со мной как с подростком. Это ужасно раздражает. А вот если я надену наряд для выхода или даже просто тонкое летнее платье, мужчины кричат мне что-то грубое. Хотя я не ношу откровенные вещи. © californiad20 / reddit
Всякий раз, когда я одеваюсь красиво, люди становятся более милыми, приветливыми и добрыми по отношению ко мне. Они разговаривают со мной, не пытаясь меня наколоть. Но стоит мне одеться не очень опрятно или просто удобно, но без чувства стиля, как все превращаются в хмурых злыдней, продавцы в магазинах ужасно обслуживают меня и никто не улыбается. При этом я всегда подчеркнуто вежлив вне зависимости от того, как одет. © Phillip Stewart / quora
Работала в меховом салоне. Зашли бабушка с дедушкой, лет по 80, одетые очень простенько. Мои напарницы даже голову в их сторону не повернули, а я подошла. Даже и не предполагала, что купят что-то, угостила их чаем. Бабушка при этом причитала что-то вроде: «Миленькая, я ничего не буду покупать, у меня денежек нет». Итог: шуба за ₽ 300 тыс. и дедушка себе взял дубленку и куртку примерно на ₽ 100 тыс. Все за наличные. Они сказали, что целый день ездят по магазинам, и я первая, кто к ним подошел и помог. © Matroskin1986 / pikabu
Встретил друга, которого не видел целый год. Подошел и сказал: «Привет! С возвращением!Давно не виделись!» Он даже не поздоровался со мной, а просто отвернулся. «Ну и черт с тобой!» — решил я и мысленно внес его в свой черный список. Через неделю снова столкнулся с ним и проигнорировал его. «Друг», к моему удивлению, заулыбался, тепло поздоровался и начал расспрашивать, как дела. Я удивился, как-то прервал разговор и только потом осознал: в первую встречу я был жутко одет (ничего не успевал из-за дедлайна), а в последний раз приоделся. © Mohamed Abdel Maksoud / quora
Начала водить свою дочку в муниципальный детский сад. До этого она ходила в частный. Поскольку работа у меня хоть и офисная, но не предполагающая общения с клиентами, дресс-кода никогда не было. Джинсы, свитер, легинсы, туника, простенькие платья. На работу езжу на машине, поэтому обувь соответствующая — никаких платформ, шпилек и прочего. Косметикой пользуюсь редко.
В муниципальном детском саду я была обескуражена большим количеством элегантно и броско одетых мамочек. Но радовалась за них.
Как-то ко мне подошла воспитательница и попросила помочь с уборкой игровой площадки от листьев. Я согласилась. На следующий день мне и еще одной мамочке выдали грабли и обозначили фронт работ. Мы до темноты не успели и разошлись по домам. На следующий день пришлось выслушивать претензии. Вот диалог с воспитательницей:
— А почему вы вчера с Юлией всю площадку не убрали?
— Не успели. А почему больше никто из родителей не пришел убирать? У нас в группе 30 детей, а не двое.
— Потому что только вы с Юлей выглядите непрезентабельно. Остальные слишком хорошо выглядят, чтобы сгребать листья. © lucksashka / pikabu
Дисклеймер: не читать тем, кто не видит смысла жизни без новой одежды, которая не похожа на вчерашнюю, позавчерашнюю и прошлонедельнюю.
Всем целеустремлённым посвящается. Многих интересует, как можно упростить жизнь, чтобы сконцентрироваться на важном, начну с темы одежды.
Итак, 3 причины носить каждый день одну и ту же одежду.
1 причина — пример успешных людей
Меня всегда вдохновляли люди добившиеся больших высок, которые при всем этом не парились по поводу своего внешнего вида. Они меняют мир, улучшают его, созидают. Им некогда доказывать за счёт дорогой одежды, что они лучше других, что они по статусу выше. Они просто занимаются полезной для миллионов людей деятельностью. И таких примеров масса. Яркие примеры это Стив Джобс, Марк Цукерберг, Билл Гейтс.
Стив Джобс ещё с конца девяностых сформировал единый стиль, которого придерживался долгие годы: черная водолазка, джинсы Levi’s 501, кроссовки New Balance.
Марка Цукерберга и его кумира Билла Гейтса не раз журналисты называли самыми плохо одевающимися бизнесменами Кремниевой Долины!
У Цукерберга постоянным предметом гардероба являлись серые футболки со значками Facebook, также он носил свитера и толстовки с капюшонами.
У Билла Гейтса любимый фирменный наряд — джинсы, свитер с треугольным вырезом, под ним рубашка. В теплое время года поло.
И такие люди меня вдохновляют, потому что они скромные в одежде, не как мои знакомые, которые наряжаются часами, а пользы от них никакой.
2 причина одеваться каждый день одинаково — экономия энергии
Люди, подобные миллионерам не раз утверждали, что принятие маловажных решений настолько же отбирает энергию как и принятие решений первостепенной важности. Поэтому такие люди решали убрать ещё один пункт из своей жизни, который отбирает энергию, но не приносит значимой пользы. Кто-то покупает по несколько экземпляров одинаковый одежды и носит их годами, кто-то экспериментирует, покупает наряд на год.
Это же самое и ощущал я на себе, когда меня настигала тоска у гардероба. Что же одеть? — спрашивал я себя — Эту унылую рубашку или другую, которая мне ещё больше не нравилась?
Я проанализировал, на какие встречи хожу чаще всего, какая одежда более универсальна для всех этих встреч. И купил один наряд на все случаи жизни. Фух! Гора с плеч!
3 аргумент в пользу носить одно и то же каждый день — мультики!
Да, именно мультсериалы я привожу в пример непритязательности в одежде. У каждого из нас есть любимые мультгерои. Каждый замечал, но не каждый задумывался, почему они все носят на протяжении всех серий одну и ту же одежду? Лишь изредка редакторы могут добавить маленький элемент к их одежде в зависимости от ситуации. Наверное, это нужно для того, чтобы дети их запоминали. В мышлении возникает следующая цепочка: я их помню, знаю, они предсказуемы, постоянны и стабильны, следовательно, они надежны и им можно ДОВЕРЯТЬ!
Также по одежде можно многое сказать о о возрасте героя, о его образе жизни, образе мышления. Одежда характеризует его. И люди с закреплённым стилем чаще всего становятся культовыми личностями.
Как например, Чарли Чаплин.Таким образом, из мультсериалов я сделал для себя два вывода: постоянство вызывает доверие и строит личный бренд.
Спасибо, что дочитали до конца. Если у вас тоже есть аргументы в пользу одежды на 95% случаев жизни, пишите в комментариях. Тема меня очень волнует, с удовольствием коллекцию аргументов с вашей помощью пополню:)
Современное общество одержимо модой, которая призывает к постоянной смене одежды. Однако существует альтернативная идея, в основе которой – капсульный гардероб. Его суть состоит в том, что можно носить только 10-15 базовых вещей все время. Самое любопытное, что эту идею быстро подхватили успешные люди, включая ведущих политиков и предпринимателей. Существует несколько причин, которые объясняют, почему успешные люди годами носят одинаковую одежду.
1. Меньше решений
Некоторые люди испытывают усталость от принятия решений, что в конечном счете ухудшает качество последних. Для людей, которые принимают важные решения каждый день, это особенно актуально. Вот почему они носят одинаковую одежду. Ведь это избавляет их от необходимости каждое утро решать, что сегодня надеть. В дальнейшем это обеспечивает более высокую производительность на протяжении дня. Ведь отсутствие всего одного простого вопроса позволяет сберечь энергию для более важных решений.
2. Экономия времени
Мы понятия не имеем, сколько у нас одежды на самом деле. Однако это продолжается ровно до тех пор, пока мы не начинаем от нее избавляться. Когда мы это делаем, то сразу открываем для себя новые возможности.
Однажды проводился любопытный эксперимент под кодовым названием 333. Суть его состояла в том, что каждый участник на протяжении трех месяцев должен носить только тридцать три предмета одежды. Проект оказался не только интересен, но и полезен одновременно. Участники выяснили, что наибольшая польза состоит в экономии времени. Теперь им не приходилось тратить много времени на утренние сборы, перебирая многочисленные варианты.
3. Меньше стресса
Предыдущие причины, безусловно, актуальны. Однако некоторые считают, что отсутствие необходимости принимать решения и экономия времени в результате сокращают количество стресса, который испытывает человек в течение рабочего дня. Если носить одинаковую одежду, не приходится отвечать утром на множество вопросов.
Это слишком официально? Это платье не слишком короткое? И так каждый день. Если носить одинаковый комплект одежды на работу, можно избавить себя от лишнего стресса утром.
4. Экономия энергии
Некоторые люди полагают, что, выбирая каждый день новый комплект одежды для посещения офиса, вы впустую тратите время. Достаточно единожды составить один или несколько комплектов, а затем каждое утро использовать готовое решение.
Иначе каждый день будет начинаться с того, что вы выполняете одни и те же действия, впустую расходуя собственную энергию. Чем больше одежды в вашем шкафу, тем больше времени требуется, чтобы поддерживать ее в порядке. Кроме того, это создает разнообразие вариантов, требуя дополнительных затрат энергии на составление комплектов.
5. Чувство собранности
Некоторые люди, сменив свой привычный гардероб на капсульный, отмечают колоссальную разницу. Они также отмечают, что раньше их гардероб больше напоминал витрину магазина, в которой собраны разные вещи, не сочетающиеся друг с другом. По этой причине составление любого комплекта отнимало у них колоссальное количество времени. Большинство вариантов выглядели плохо, поэтому они затрачивали также колоссальное количество энергии, примеряя разную одежду.
Капсульный гардероб дает чувство собранности, когда вы точно знаете, что сможете быстро составить стильный комплект.
6. Вас запоминают
Надевая каждый день новую одежду, вы становитесь похожи на человека, который не определился, какой стиль ему больше нравится, поэтому постоянно пробует разные варианты. Если же вы делаете выбор в пользу нескольких комплектов, которые носите регулярно, это может стать признаком зрелости. Кроме того, это делает вас более запоминающейся личностью. Особенно это актуально, если вы регулярно взаимодействуете с большим количеством людей.
7. Меньше расходов
Современные люди склонны скупать массу вещей (включая одежду), без которых смогли бы обойтись. Если вы посчитаете все свои затраты на одежду, полученная цифра может вас сильно удивить. А теперь подсчитайте количество вещей, которые вы редко надеваете или вовсе не носите. Это означает, что вы вполне могли бы без них обойтись. Представьте, сколько денег вы потратили напрасно, превратив в кучу вещей, которые вам на самом деле не нужны.
Выбирая капсульный гардероб, вы, как оказывается, сможете сэкономить не только время и энергию, но и деньги.
8. Соответствие времени
Нужно понимать, что с течением времени многие вещи теряют актуальность, поэтому приходится регулярно обновлять гардероб. Если вы привыкли, чтобы ваш шкаф ломился от вещей, то каждый сезон вам придется совершать колоссальные расходы, чтобы всегда оставаться в тренде.
Капсульный гардероб, как правило, включает в себя базовые вещи, которые вовсе не обязательно менять каждый сезон. А если вы хотите соответствовать моде, достаточно дополнить свой гардероб несколькими трендовыми вещами.
Мы живем в век сверхпотребления. Капсульный гардероб сэкономит не только ваши деньги, но и время.
Президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу Альбина Холгова утверждает, что в городе, согласно науке о хорошем тоне и дресс-кодам, следует выглядеть элегантно. Это касается в том числе и общественного транспорта.
«Если говорить про эталон, то мужчинам не рекомендуется ходить в городе в шортах. Лучше выбрать брюки из легкой ткани. Майки тоже под запретом. Футболка – поло или сорочка, вот что носит элегантный современный молодой человек. Появляться в шортах можно только в курортных городах», – пояснила эксперт.
Что касается обуви, Холгова уверена: сланцы в мегаполисе также не подойдут для прогулки. А с легкими брюками желательно надевать мокасины или слиперы.
Эксперт отметила, что, согласно нормам этикета, не существует хорошей или плохой одежды, а есть та, которая соответствует или не соответствует характеру мероприятия. На это утверждение, по мнению специалиста, и следует ориентироваться прежде всего при выборе гардероба.
Театралам на заметку
Фото: Москва 24/Никита Симонов
В последнее время для походов в театр москвичи все чаще выбирают джинсы и кроссовки. По словам эксперта, джинсы – это прогулочный дресс-код, даже не кэжуал, как многие думают.
«По-хорошему, в них и в офисы серьезных компаний приходить нельзя, а в театр тем более. Если собрались на спектакль в будние дни после работы, то мужчина может остаться в костюме, а дама – в костюме, платье или блузке с юбкой. Когда идем на спектакль из дома, выбор одежды зависит от степени грандиозности мероприятия. На громкие премьеры даме уместно прийти в вечернем платье, а мужчине – в смокинге», – посоветовала Холгова.
Если спектакль не предполагает торжественного внешнего вида, то кавалер, по мнению эксперта, может посетить театр в пиджачной паре (когда пиджак и брюки не являются костюмом), а дама – в коктейльном платье или нарядном костюме.
В холодное время года женщинам в театре необходима сменная обувь. Нельзя сочетать коктейльное платье с ботильонами или сапогами. Мнение о том, что переобуваться в театре, – дурной тон, не более чем миф.
Мужчинам же она рекомендовала надевать классические туфли – оксфорды или дерби либо монки или слиперы, но никак не кроссовки или кеды.
Собеседница Москвы 24 обратила внимание на то, что рюкзаки в театре тоже неуместны. Лучше приходить в культурное заведение с элегантными сумками или клатчами. По мнению специалиста, те люди, которые не придерживаются норм этикета, напрасно лишают себя удовольствия прийти куда-то красиво одетыми.
Спортивный интерес
Фото: Москва 24/Юлия Иванко
Негласные правила существуют и для других общественных мест. Например, по словам Альбины Холговой, магазины и поликлиники исключают излишнее оголение.
«Шорты и майки здесь не к месту. Короткие женские топы, оголяющие живот, этикетом не одобряются, как и спортивные костюмы. В такой одежде можно ходить только в спортзал или на пляж», – подчеркнула эксперт.
А вот с ресторанами, по мнению специалиста, все не так просто. Есть заведения, в которых можно появиться в вечернем платье, а есть те, где это недопустимо. Поэтому собеседница Москвы 24 советует ориентироваться на концепцию заведения.
Кроме того, даже для детских праздников, по словам эксперта, существует дресс-код, который обычно указывают в приглашении.
Если такой отметки нет, то ориентируемся на место и на время. На дачу в полдень, чтобы отпраздновать день рождения ребенка, мужчинам можно прийти в поло и легких брюках, а дамам – в летних платьях или надеть топ и элегантные летние брюки.
Если же подобный праздник пройдет в пафосном ресторане вечером, то тут уже, по ее мнению, уместны коктейльные платья для дам и костюмы или пиджачные пары для джентльменов.
Сарафан как объект и наряд
Я иммерсивный ученый. Занимаюсь исследованиями на практике. Последняя моя практика — хождение в повседневной жизни в русском костюме. И я расскажу вам, как это со мной произошло. Я и объект, и субъект этого доклада.
Определение из Википедии о том, что такое традиционный национальный костюм таково: «сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности, в зависимости от конкретного региона, пола человека, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, пожилых женщин или мужчин)».
Это можно проиллюстрировать картинками японского кимоно или индийского сари. Это такие предметы одежды, по которым вы можете мгновенно идентифицировать представителя той или иной национальности.
Нижегородской сайт сделал материал о моем гардеробе, который вызывал просто невероятный отклик у людей. Я стала специалистом в области костюма, хотя на самом деле я часть команды института исследования стрит-арта и вместе со всеми принимаю участие в альметьевском проекте «Сказки о золотых яблоках». Я консультант по художникам и работаю с эскизной частью при создании муралов и объектов.
Этот материал мне важно было сделать и я благодарю команду The Village за то, что мы это провернули. Традиционный костюм — это не что-то, чем обладаю только я. Это вещи, которые есть у многих женщин и у некоторых мужчин, которые занимаются фольклором или этнографией. Но они их не надевают их в повседневной жизни. Русский костюм в повседневной жизни встретить довольно сложно.
Как Альметьевск заставляет искать себя
Я расскажу, как это со мной произошло, потому что я, конечно, никогда не рассчитывала, что я буду ходить в сарафанах по улицам. Я родилась и выросла в Москве. Мой папа родом из маленькой деревни в Нижегородской области, мама — из Белгородской области. Все мои предки были крестьянами. Они мигрировали в Москву, как многие тогда — в конце 60-х годов, там повстречались, там родились мы с сестрой. Мои бабушки и дедушки умерли задолго до моего рождения. Никакой памяти семейной у меня не существовало.
Когда я начала заниматься исследованиями уличного искусства и попала в Нижний Новгород, то меня там все так поразило. Трудно описать этот эффект. Когда я начала заниматься местными уличными художниками, стала ходить по музеям, то столкнулась с феноменом нижегородской крестьянской культуры. Я попала в музей истории художественных промыслов в Нижнем Новгороде и испытала глубочайшее потрясение от количества и качества эстетики работ. Я быстро поняла, что миф, который был создан советской идеологией о забитом крестьянстве, о бедном, несчастном, жутко страдающем крестьянстве, которое освободила революция от ненавистного царя, — это полная ложь.
У меня были ощущение, что меня обокрали. Я ничего не знала из этой культуры. Когда я начала заниматься визуальными исследованиями, у меня возникла теория, что нижегородские уличные художники, которые тогда активно работали на улицах — они все были юными людьми, до 23—25 лет, но успели уже к тому моменту многое создать. У меня возникла теория, что они являются бессознательными наследниками дореволюционной культуры этого региона.
Я пришла с этой идеей к Анне Марковне Гор, директору «Арсенала», и она сказала, делай исследование. Это заняло 3 года, мы сделали об этом выставку «Свежий слой» в «Арсенале» в 2017 году.
Вот один из примеров выставки. Андрей Оленев «Ноша» и «Бурлаки на Волге» Репина. Сходство, по-моему, очевидно.
Таким образом для меня открылась эта часть жизни, чего я не ожидала. В то же время моя родная сестра, Светлана Власова, пошла в студию реконструкции русского традиционного костюма «Русские начала». Студия существует уже 25 лет. Такие центры существуют не только в Москве. Подобные этнографические костюмы шьют многие люди. Наш интерес параллельно развивался и опыт сестры сильно обогатила мое исследование. Когда вы видите как создается русский костюм, это очень впечатляет.
Когда мы начали работать в Татарстане, который находится в страстном поиске собственной идентичности, желание найти свою идентичность развивалось и у меня. Моя сестра нашила много платьев, они красивые висели в шкафу, я подумала — почему бы не носить их в повседневной жизни. Начался мой эксперимент, который идет уже 2-3 года.
Татарский костюм — эстрадный, делегатский, реконструированный
Я собрала картинки и о том, что происходит сейчас с татарским костюмом. Первая ситуация — это сабантуй. Это эстрадный вариант костюма, хорошо знакомый всем.
Вторая фотография — съезд татарских женщин 2017 года. Мне нравится, что они все в калфаках, нравится сам предмет — очень элегантный. Показательно, что на официальном мероприятии появляется символический предмет из народного костюма.
Далее — реконструкция татарского костюма. Это фотография с «Печән базары» — фестиваля татарской культуры, где молодежь своими силами пытается создать татарский Look. На фотографии — наша художница Гузель Гарипова, которая работала с нами в Альметьевске.
А это съемки проекта Millihasite. Они делают потрясающие реконструкции украшений и костюмов, просто феноменальные вещи.
Иван Франко как трендсеттер
А что с русским костюмом?
У потрясающего специалиста по русскому костюму искусствоведа Андрея Боровского есть лекция «Альтернативная история русского костюма». Он разбирает, как русский костюм стал таким, какой он есть сейчас.
Выкристаллизовывать этот образ начала Екатерина Вторая. Она была немкой, но — русской царицей. Она стала ходить в роскошных русских костюмах. Ввела этикет, при котором придворные также должны ходить в русском платье. На картине мы видим, что фрейлины одеты в модные платья, но с неорусским силуэтом, и украшены они кокошниками.
А это фото русского бала 1903 года, когда костюмы были специально созданы для этого праздника. Они ушли в народ в сотнях фотографий, а также в виде игральных карт.
Крестьянский костюм, который в повседневной или праздничной жизни надевали женщины, не уступал аристократическому. Он украшался жемчугами, шился из дорогих тканей. Но костюмом этим стали интересоваться только в конце XIX века, появились коллекционеры традиционного русского костюма — благодаря им у нас в музеях, собраниях они есть.
И наверное, нужно констатировать, что от русского костюма нам в повседневной жизни остался только лишь цветной павловопосадский платок.
Сейчас существуют две версии русского костюма. Эстрадный, обычно это псевдосарафан. Иногда с хохломским узором, чтобы точно не ошибиться в русскости. И этнографический костюм, который можно встретить на праздниках крестьянского цикла, они вновь стали входить в наш обиход — Масленица, Пасха, Петровские смотрины. Но люди, которые обладают ими, не носят такие костюмы в повседневной жизни.
Что будет дальше — непонятно. Интерес к народной культуре огромен. Особенно у молодежи. Можно объяснить это тем, что всем надоел телевизионный патриотизм. Петь русские народные песни гораздо веселее, чем петь что-то про 9 мая.
Что будет дальше? Пока никто не пытался сконструировать новый русский костюм. Даже историк моды Александр Васильев спрашивает: почему никто не носит сарафан. Почему весь мир в своих костюмах, а русские в майках? Вопрос остается открытым.
(Вопрос из зала: «А что с обувью?»).
Я хожу в кроссовках, но хотелось бы татарские сапожки. А так — да, такие костюмы — это дорого. Философия костюма раньше была такова — каждая девушка сама себе и близким создавала гардероб. И ситуация не изменилась — это долго, это дорого, это историческая реконструкция. У меня есть столетний сарафан, но он уже поплыл, (поэтому я его берегу). Да, для этого нужно потратить много сил. Но это не дороже, чем Луи Виттон.