Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека:
- Физиологические потребности: еда, жилье, одежда, вода, воздух, сон и т.д.
- Потребности в безопасности: экономическая, физическая, условия жизни.
- Социальные потребности: социальные связи, общение, совместная деятельность.
- Самоуважение: уважение или признание со стороны других, служебный рост.
- Самоактуализация: самовыражение, самоидентификация.
По мере удовлетворения основных потребностей, человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Например, если человек не чувствует себя в безопасности на работе, мотивировать его служебным ростом сложно. Поэтому, если основные потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены.
1. Физиологические потребности
Физиологические потребности включают в себя потребности в продуктах питания, напитках, одежде, жилье, отдыхе и других аналогичных требованиях. Эти потребности также называются базовыми потребностями; поскольку эти потребности являются общими для всех людей. Опять же, эти потребности также называются потребностями в выживании; поскольку выполнение этих потребностей необходимо для выживания или существования любого человека.
2. Безопасность
Требования к безопасности можно разделить на три типа, как показано на следующей диаграмме:
Потребность в экономической безопасности:
- Человек хочет экономической безопасности, то есть уверенности в удовлетворении своих основных потребностей на постоянной основе. Таким образом, эта потребность являются лишь расширением базовой потребности.
Потребность в физической безопасности:
- Эта потребность включают защиту от пожаров, несчастных случаев (включая несчастные случаи на производстве), и других видов физических опасностей.
Потребность в социальной защите:
- К ней относятся потребность в безопасности или защищенности в старости, при наступлении серьезной болезни или потери нетрудоспособности.
3. Социальные потребности
Поскольку человек является социальным животным, а это еще Аристотель говорил, то ему нужно «любить» и «быть любимым».И поэтому социальные потребности являются важными для всех тех, кто живет и работает в обществе других. Эти потребности включают в себя чувство принадлежности к группе, принятие группой, коллективом и т.д.
4. Самоуважение
Эта потребность связана с такими явлениями как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, оценка другими и т.д. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство уверенности в себе. Поэтому работников следует оценивать за хорошую работу, поскольку это означает признание их работы и повышает их самооценку.
5. Самореализация
Некоторые люди (не все) имеют желание развиваться. Они имеют потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, стремлении стать лучше, стремлении взять на себя повышенные обязательства и т.д. Не у всех есть эта потребность, но важно понимать, что если работник, хочет развиваться, он будет испытывать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность.
В теории иерархии потребностей Маслоу существует четыре основные идеи:
- Человек – это социальное животное, и он всегда будет хотеть большего. И при этом у него есть разные потребности.
- Существует иерархия этих потребностей, т. е. эти потребности расположены в определенной иерархической последовательности. Когда удовлетворена потребность нижнего уровня, её место занимает потребность более высокого уровня. У человека с сытым желудком, появляются другие потребности.
- Удовлетворенная потребность не может работать в качестве мотиватора. Только те потребности, которые не еще удовлетворены, действуют как мотиваторы, влияющие на поведение человека.
- Физиологические потребности и потребности в обеспечении безопасности конечны, но потребности более высокого уровня бесконечны и могут долго быть мотиваторами.
Что нужно знать руководителю, чтобы мотивировать своих сотрудников? Для разработки и реализации любой схемы мотивации необходимо понимание потребностей людей. Фактически, руководство, осознав основную природу потребностей человека, должно искать неудовлетворенные потребности отдельных людей и инициировать мотивационный процесс.
Назначение одежды — это то, что определяет область ее употребления:
- • по условиям и месту эксплуатации (например: в помещении или на улице, в театре или в домашней обстановке);
- • по сезону и климатическим зонам;
- • по половозрастному и типоразмероростовочному признакам потребителей.
Одежда различного назначения выполняет определенные функции.
Функция одежды — это ее служебная роль, выполняемая в соответствии с назначением. Например, функция зимнего пальто — защита от холода, а нарядного платья — украшение человека.
Функции современной одежды достаточно многообразны, а их роль велика. Они во многом определяют конструктивно-композиционные решения одежды. Их делят на утилитарные и социально-эстетические.
Утилитарные функции одежды заключаются в ее практической полезности, которые в современной одежде сводятся к обеспечению комфортных условий для протекания физиологических процессов организма человека и созданию благоприятных условий для ее практической деятельности. Утилитарные функции делятся на защитные и физиолого-гигиенические.
Защитные функции одежды являются наиболее важными в группе утилитарных функций. Это объясняется тем, что организм человека может нормально функционировать только при определенных параметрах окружающей среды, а именно: при температуре воздуха, близкой к 33° С, его влажности, равной 30—70%, при содержании углекислого газа не более 0,08%, давлении воздуха, близком к атмосферному, скорости воздушной струи не более 2 м/с. Давление одежды на тело должно быть меньше обычного давления крови в капиллярном русле, т. е.
1000 Па. При разовых динамических нагрузках давление одежды на тело может быть значительно выше, но не должно превышать его более чем в 2—3 раза.
Кроме этого, современная одежда должна защищать человека от неблагоприятных воздействий следующих факторов:
- • физической среды (статическое электричество, повышенная запыленность, огонь, брызги металла, горячая вода, высокие и низкие температуры);
- • природной среды — солнечная радиация, атмосферная и почвенная влага, ветер и др.;
- • химической среды — от воздействия на организм человека через кожу различных химических веществ (кислот, щелочей и т.п.), приводящих к травматизму;
- • биологической среды — от укусов насекомых, грызунов, рептилий, воздействия бактерий, грибков, растений, приводящих к отравлению, заболеваниям и травмам;
- • физиолого-психологической среды — от статистических, динамических, гиподинамических перегрузок, перенапряжения анализаторов (зрительные, слуховые, тактильные) и эмоциональных перегрузок и др.;
- • продуктов жизнедеятельности организма человека, к которым относятся влага (пот) и антропотоксины;
- • механических повреждений — ушибов, порезов и т.п.
Физиолого-гигиенические функции заключаются в обеспечении человеку одеждой возможности выполнения жизненных процессов, т.е. работы, отдыха, сна и др., и создания нормальных условий функционирования анализаторов (кожных, слуховых, зрительных и др.). Одежда, не приспособленная для этих процессов, может стать причиной травматизма, быстрого утомления, ухудшения физического состояния здоровья.
Некоторые виды одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.) выполняют практическую функцию, которая заключается в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придании им определенной формы.
Лечебно-оздоровительное воздействие одежды реализуется за счет свойств материалов, обеспечивающих определенный лечебный эффект, или за счет вставки между слоями одежды пластин металлов, эластичных вставок в послеожоговой одежде и др.
Социально-эстетические функции одежды заключаются в ее социальной полезности, т.е. в способности одежды предметно-чувственным образом (формой, цветом, материалом) отражать свою природную и общественную целесообразность, красоту, совершенство, гармонию с окружением и человеком и нести в себе определенную информацию. Они делятся на социальные и эстетические.
Социальные функции характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям, его общественную значимость и целесообразность. В эту группу входят функции:
- • морально-этическая функция одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, способ ее ношения или полное отсутствие одежды (например: у мусульман женщина должна всегда носить платок на голове);
- • информативная функция одежды заключается в ее способ
ности нести определенную информацию о характере той субкультуры (например: национальной, региональной,
профессиональной и т.п.), в которой она функционирует, а также о личности конкретного человека (о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и т.п.). И это прежде всего информация о том, каким человек представляет самого себя, каким он хотел бы казаться окружающим;
- • визуально-коммуникативная функция одежды заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определенные сведения от кого-то кому-то. Эта функция возникла из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определенные группы в целях регулирования взаимоотношений между ними. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (например: форменная одежда железнодорожников, почтовых работников, работников милиции и т.п.), государственным (форменная одежда военнослужащих) и др. Такое деление позволяет человеку своевременно сориентироваться в окружающей его обстановке, выработать определенные правила и нормы взаимодействия и поведения;
- • воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая дает первые уроки эстетического воспитания детям.
Художественно-эстетическая функция одежды заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, гармонией с окружа-
Духовные потребности
Потребности в самоутверждении, самосовершенствовании и творческом самовыражении. Потребность в уважении и самоуважении, в признании статуса
Социально-эстетические потребности
Потребность испытывать положительные эмоции от чувства неповторимости, новизны и модности одежды, духовной близости с родственными группами людей
Морально-этические потребности
^Соблюдение и признание нравственных, морально-этических норм Отсутствие чувства стыда из-за несоответствия одежды религиозным, групповым требованиям
Физиологические потребности
Потребность в безопасности и сохранении работоспособности,
жизни и здоровья
Рис. 2.6. Иерархия потребностей человека, удовлетворяемые современной одеждой
ющей средой, внешним обликом и личностью человека. Каждая историческая эпоха, каждый народ по-своему ставит и решает задачи создания красивой одежды. И в наши дни не прекратился поиск оптимального решения этой задачи.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что основное предназначение одежды состоит в удовлетворении комплекса потребностей человека. При этом каждое изделие выполняет не все функции, а только несколько, из которых одна-две являются главными, остальные — второстепенными. Главную функцию определяет общее назначение изделия. И однозначно, не существует такой одежды, которая никак не связана с потребностями. Иерархия потребностей человека, удовлетворяемых современной бытовой одеждой, показана на рис. 2.6.
В течение многих веков человек уделяет особое внимание личной гигиене. В настоящее время у большинства людей высок интерес к одежде, своему внешнему виду. Возможность выбора одежды доставляет людям удовольствие. Уже в детстве ребёнка обучают навыкам гигиены: чистить зубы, умываться, мыть руки, голову, причесываться и т.д. Как правило, ребенок знает, что личную гигиену осуществляют в ванной комнате, а смена одежды, особенно нижнего белья, не должна происходить на виду у других людей. Оптимально , когда правила гигиены соблюдаются всеми людьми. Опрятность и подтянутость, тщательность в одежде и аккуратность во внешнем виде импонирует окружающим. Неопрятность, неприятный запах, педикулёз компроментируют человека. Большинство людей моются регулярно, правда, периодичность гигиенических процедур разная: от 1-2 раз в день до 1 раза в неделю.
Мытьё в ванной или душе, помимо ощущения свежести и бодрости, позволяет предупредить размножение микроорганизмов на коже, в том числе возбудителей таких заболеваний, как гепатит В и ВИЧ-инфекция. С целью профилактики этих заболеваний при попадании на тело биологических жидкостей другого человека следует рекомендовать немедленную полную гигиеническую обработку кожи.
Мытьё рук – необходимый компонент повседневной личной гигиены человека. Как правило, руки моют горячей, теплой или холодной водой, используя кусковое либо жидкое мыло. Следует стремиться к использованию бумажных одноразовых полотенец, особенно вне дома. Электросушилки для рук в общественных местах нельзя считать полностью безопасными, поскольку с горячим воздухом на чистые руки могут попасть патогенные микроорганизмы. Сухая кожа на руках требует специального ухода, так как микротрещины кожи являются входными воротами инфекции.
Уход за промежностью (особенно у женщин) важен как для поддержания здоровья, так и для поддержания комфорта, предупреждения неприятного запаха. Женщинам следует выполнять эту процедуру спереди назад, особенно после дефекации. Микробиологические исследования свидетельствуют, что чаще всего возбудителями цистита у женщин являются микроорганизмы, постоянно присутствующие в толстой кишке. При неправильном уходе за промежностью они могут попасть в мочевыводящие пути через уретру.
Уход за волосами (мытьё, расчёсывание) необходим для поддержания здоровья. Расчёсывание производят ежедневно и многократно, а частота мытья зависит от загрязненности и типа волос.
Уход за ногтями заключается в поддержании чистоты и здоровья кожи вокруг ногтевого ложа, так как заусенцы и трещины могут служить входными воротами инфекции.
Длина ногтей, маникюр, покрытие ногтей лаком – дело вкуса.
Уход за зубами и полостью рта начинают с двухлетнего возраста, когда ребёнка приучают чистить зубы вначале с помощью взрослых. Чтобы избежать воспаление дёсен и кариеса , человек должен регулярно и правильно чистить зубы и поддерживать здоровье полости рта. Зубные пасты, содержащие флюористат, защищают зубы от кариеса, а десны от воспаления. Обязательно применять правильную технику чистки зубов, использовать специальные нити для очистки межзубных промежутков от остатков пищи. Идеально, если человек удаляет остатки пищи между зубами после каждого её приёма. Рекомендуется полоскание полости рта водой или специальными растворами.
Одежда – средство невербального общения. Одеваясь тем или иным образом, человек самовыражается. При хорошем самочувствии он содержит одежду в идеальном состоянии, при ухудшении состояния больной бывает небрежен в одежде. Полная зависимость в выборе и надевании одежды, личной гигиене неизбежна в младенческом и раннем детском возрасте. Полная независимость наступает в юношеском возрасте и сохраняется на протяжении всей жизни. Зависимость при удовлетворении этих потребностей у взрослых людей наблюдается лишь при заболеваниях и травмах. Помимо простых навыков надевания и снятия одежды, человек должен подобрать её по сезону. Одежда непосредственно прилегает к коже, пропитывается потом, отделяемым сальных желез, слущивающимся эпителием и микроорганизмами, присутствующими на коже. В связи с этим человек должен своевременно менять одежду.
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии [1] :
с культурным уровнем и личностью индивида
с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма [1]
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага [4] .
Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние [5] .
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение [1]
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений) [6] .
Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение [7]
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация [8]
Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека [9] .
Особенности потребностей человека
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:
Подход (потребность как . )
Суть подхода
Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие.
Удовлетворение потребности людей в одежде обуславливается различными факторами. Наиболее существенными из них являются: развитие общественного производства, в частности производства одежды; рост материального благосостояния и культурного уровня населения; численность и состав населения (социальный, половозрастной и др.); конституционные (морфологические, функциональные) особенности организма человека и психологический фактор; природно-климатические условия.
Потребность людей в одежде и степень ее удовлетворения зависят от уровня развития производства. Укреплению материально-технической базы швейной и трикотажной промышленности способствует широкое внедрение современной техники и технологии. Важное значение имеют также рациональное использование сырья, материалов, расширение производства химических волокон, стойких красителей. При этом в первую очередь должны быть решены вопросы снижения материалоемкости и трудоемкости одежды.
Насыщению рынка и удовлетворению потребности населения в одежде должен способствовать выпуск разнообразных и высококачественных швейных и трикотажных изделий по лицензиям инофирм, а также изделий, сделанных на совместных с иностранными фирмами предприятий по изготовлению одежды.
Рост культурного уровня и доходов людей обуславливает повышение требований к ассортименту и качеству одежды. В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения (повседневных, торжественных, для отдыха, занятий спортом и др.), обладающих высокими показателями эстетических, эргономических свойств и имеющих достаточный срок службы. Для более полного удовлетворения потребностей населения различных групп необходим правильный учет потребительских требований к одежде на стадиях ее проектирования, производства и реализации.
Численность и половозрастной состав населения существенно влияют на потребность в одежде, на структуру ассортимента изделий. Половозрастной состав населения, т.е. соотношение количества мужчин, женщин, детей (мальчиков и девочек), людей различного возраста (молодежь, люди среднего и старшего возраста), определяет структуру ассортимента для этих групп. Возрастной состав населения различных регионов нашей страны не остается постоянным. Так миграция молодежи в районы новостроек, ограничение прописки в крупных городах обусловили возникновение молодежных городов и поселков и одновременно увеличение удельного веса людей среднего и старшего возраста в других районах. Поэтому в планах развития производства одежды и торговли ею, а также при формировании ассортимента изделий в каждом регионе необходимо учитывать потребности в одежде людей разного возраста.
Люди разного возраста формируют свой гардероб неодинаково. Если молодежь при создании гардероба в первую очередь обращает внимание на соответствие изделий моде, их комплектность, взаимозаменяемость, считая износостойкость не самым главным свойством одежды, то люди старшего возраста отдают предпочтение одежде добротной, комфортной, со значительным сроком службы.
Потребности человека в одежде определенных форм и размеров зависит от анатомического строения его тела, а также от образа жизни, профессии, возраста и т.д. Форма поверхности тела человека определяется полом, возрастом, конституционными особенностями. Причем наиболее ощутимо влияние возрастных особенностей на форму тела человека.
Развитие и рост организма человека в разные периоды неодинаковы. Каждый возрастной период характеризуется своими пропорциями, различные части тела человека растут неодинаково. Например, голова новорожденного составляет 1/4 длины человека, а у взрослого человека – 1/8 то есть размеры головы после рождения удваиваются. Рост других частей тела происходит более интенсивно: длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина рук – в 4 раза, туловища – в 3 раза. С момента рождения до раннего детства организм быстро развивается, масса тела (вес) увеличивается за этот год в 3 раза, а прирост длины тела превышает 20 см. От года до 3 лет темпы роста ребенка замедляются: годовой прирост длины тела не превышает 9-10 см, а обхват груди – 2-3 см. У детей этой возрастной группы костные ткани отличаются мягкостью и гибкостью, а мышцы слабые и тонкие, поскольку интенсивно растут в длину. Поэтому утомляемость мышечной системы высокая по сравнению со взрослыми. Кроме того, вследствие большей, чем у взрослых частоты дыхания и его поверхностного характера возрастает роль кожного дыхания. В эти годы отмечаются высокая подвижность, интенсивная жизнедеятельность организма, следствием которых является повышенная теплоотдача.
Эти особенности развития детского организма диктуют жесткие требования к одежде для детей до 3 лет. Одежда должна обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, быть мягкой, легкой, без грубых и толстых швов, не стеснять дыхания, движений ребенка. Силуэт такой одежды обычно свободный, застежка должна располагаться в доступном месте и обеспечивать возможность ребенку самостоятельно надевать, застегивать и снимать изделие.
В первый период детства (4-7 лет) отмечаются интенсивный рост костей скелета и увеличение длины тела (особенно в возрасте от5 до 7 лет). В этот период форма и размеры тела девочек и мальчиков не имеют отличий. Движения ребенка в этом возрасте отличаются разнообразием, большей сложностью, по сравнению с предыдущим периодом, и координацией. Особенность детей этого возраста – отставание роста сердца от роста кровеносных сосудов. Поэтому требования к гигиеничности одежды для детей этой возрастной группы особенно велики. Одежда должна обеспечивать максимально комфортные условия для функционирования организма. Совершенно исключается применение в одежде синтетических материалов, искусственных кож, пленочных материалов. Использование химических волокон допустимо только в верхней одежде, да и то при условии хорошей воздухопроницаемости материалов.
Во втором периоде детства (8-12 лет) наряду с увеличением длины тела увеличивается и его масса. Кроме того, в физическом развитии детей появляются половые различия. Мышечная и костная системы ребенка еще слабы, особенно мышцы спины и позвоночник, вследствие чего дети не способны длительное время поддерживать правильное положение тела, что ведет к ухудшению осанки и искривлению позвоночника. В этом возрасте детям рекомендуются физические упражнения для развития и укрепления мышц и костной системы, поэтому предпочтительны изделия для занятий спортом достаточно удобные, легкие и гигиеничные. В этом возрасте рост туловища и грудной клетки опережает рост конечностей, и одежда должна зрительно увеличивать длину ног и придавать фигуре большую стройность.
В подростковом возрасте отмечается неравномерный рост мальчиков и девочек: девочки в возрасте 10-14 лет растут быстрее мальчиков. Половое созревание девочек обуславливает ускорение их роста, который начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Ускорение роста мальчиков начинается с 13-14 лет, а после 15 лет они перегоняют девочек, и эта разница в длине и массе тела сохраняется в последующие периоды.
Особенностью развития подростков является увеличение длины тела за счет роста конечностей. Быстрый рост конечностей обусловливает отставание в развитии мышц, которые лишь втягиваются по мере роста костей. Это вызывает ухудшение координации движения подростка. Увеличение мышечной силы в этом возрасте способствует возрастанию потребности в движении, занятиях спортом. Поэтому для подростков необходима одежда, удобная для занятий спортом; свои симпатии к спортивному стилю подростки выражают и в повседневной одежде. Они предпочитают такие виды изделий, как брюки, юбки, куртки, свитеры, комбинезоны.
В презентации предоставлена краткая информация о возникновении и о причинах происхождения первой одежды. Представлены виды одежды в разные века.
Описание разработки
Потребность в одежде присуща только людям. Одежда существует в нашем мире уже десятки тысячелетий. Как только первобытный человек почувствовал потребность защититься от холода, жары, он стал надевать на себя шкуры. Другая версия ее происхождения,связана с моральной стороной. Кое-кто берётся утверждать, что как только человек осознал свою наготу, он устыдился её. Третьи исследователи считают, что она понадобилась уже в то время, когда началось своеобразное расслоение первобытного общества и у вожака появилось желание подчеркнуть свой статус. Самой интересной версией является та, в которой утверждается стремление человека творить прекрасное.
Давно это было…Наряды по моде
Нашел человек в окружавшей природе.
Огромные листья, мохнатые шкуры
Прикрыли от холода предков фигуры.
Одежду в бою добывать приходилось
И дорого каждая шкура ценилась.
Греция, Рим. Одеяние строгое
Звались одежды хитоном и тогою
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
Содержимое разработки
Потребность человечества в одежде.
Выполнила работу: Яковлева Татьяна Леонтьевна Витинская ООШ Северный район, д.Витинск
«Избыток удобств жизни уничтожает всё счастье удовлетворения потребностей.» Л.Н. Толстой
Потребность в одежде присуща только людям. Одежда существует в нашем мире уже десятки тысячелетий. Как только первобытный человек почувствовал потребность защититься от холода,жары,он стал надевать на себя шкуры. Другая версия ее происхождения,связана с моральной стороной. Кое-кто берётся утверждать, что как только человек осознал свою наготу, он устыдился её. Третьи исследователи считают, что она понадобилась уже в то время, когда началось своеобразное расслоение первобытного общества и у вожака появилось желание подчеркнуть свой статус. Самой интересной версией является та, в которой утверждается стремление человека творить прекрасное.
Давно это было…Наряды по моде Нашел человек в окружавшей природе. Огромные листья, мохнатые шкуры Прикрыли от холода предков фигуры. Одежду в бою добывать приходилось И дорого каждая шкура ценилась.
Греция, Рим. Одеяние строгое Звались одежды хитоном и тогою В тогах атласных те, кто богаче. Рабы одевались, конечно, иначе.
Знать при дворе называлась придворною Носила костюмы с отделкой узорною. Если б не эти костюмы, как знать, Сумели бы знать отличить и узнать?
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
РЕНЕССАНС (XVIв.)
БАРОККО (XVIIв.)
РОКОКО (XVIIIв.)
КЛАССИЦИЗМ (конец XVIIIв.)
РОМАНТИЗМ (XIXв.)
МОДЕРН (конец XIX — начало XXвв.)
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОДЕЖДА ВСЕГДА ОТРАЖАЛА СУТЬ ВРЕМЕНИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.
Хотите знать, какую одежду и обувь будут носить в будущем?
Умные носки, понимающие сапоги, сообразительные джинсы, смышленые пальто, мыслящие пиджаки, неглупые перчатки, здравомыслящие платья и головастые шляпы. Одежда в ближайшие годы резко поумнеет, а те, кто занят в индустрии «умной» одежды, разбогатеют. Процесс уже идет!
Вот оно – светлое будущее!
Спасибо за внимание!
-80%
Отношения к моде лишь часть общего отношения к одежде, которое формируется в результате воспитания и жизни в определённых социально-культурных условиях, под влиянием современной моды и связано с индивидуально-психологическими особенностями личности (темпераментом, характером, художественными особенностями).
Отношение к одежде определяется взглядами человека и его потребностями, оно меняется во времени и по мере изменения внешности и личности с возрастом.
Традиционно специалисты, изучающие одежду, считали, что в жизни человека она необходима для: защиты, украшения и выражения стыдливости. До сих пор нет единой точки зрения, какой из этих ролей мы обязаны появлению одежды в человеческой культуре. У одних народов на первое место выступила необходимость защиты от атмосферных воздействий, у других она служила в первую очередь для украшения. Ну, а фиговый листок, как прообраз первой одежды, скорее указывал, чем прикрывал ту часть тела, которая иногда считается греховной.
В разных видах современной одежды указанные роли реализуются в самых причудливых композициях. Есть одежда, которая нас украшает и соответствует развитой у нас мере стыдливости, но фактически ни от чего не защищает, например купальный костюм.
Есть одежда, которая прекрасно нас защищает и скрывает тело, но, увы, совсем нас не украшает. Прекрасной иллюзией этого положения является телогрейка и тому подобная одежда.
И, наконец, есть изделия, которые, закрывая и украшая тело, настолько его обтягивают, что прекрасно отвечают потребностям отдельных людей продемонстрировать свою раскованность и отсутствие какой-либо стыдливости вообще.
Кроме реализации утилитарных и информационных функций, одежда удовлетворяет ряд высших потребностей человека (в самоутверждении, самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком, может служить средством диагностики личности её носящего.
Любая одежда служит самым различным и иногда противоречивым потребностям человека. Легко заметить, что отдельные потребности связаны с самосознанием и самооценкой человека, его самочувствием и настроением, а другие относятся к сфере общения с людьми. Важно, что реализация потребностей может происходить как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне.
На наш взгляд, можно выделить 12 типов отношения людей к одежде. В основе классификации лежит ответ на вопрос – для чего человек одевается (потребность), каких целей достигает он с помощью одежды в жизни и обществе.
Большинство женщин довольно определённо указывает у себя доминирующий тип отношений к одежде и ещё 2-3 дополнительных, которые могут встречаться реже или встречаются только в определённых ситуациях.
Доминирующее отношение свидетельствует о центральных потребностях человека и определённым образом указывает на психологические особенности человека, например на некоторые черты характера. Предлагаем, прочитав описание, отметить какой тип отношения к одежде свойственен именно Вам.
Эстетический
Одежда такого человека в первую очередь должна удовлетворять эстетическую потребность и потребность самосовершенствования. Женщина или мужчина такого типа никогда не позволит себе выглядеть ниже собственного представления об элегантности и гармонии. Чётко соблюдаются общие эстетические принципы, нарушение которых всегда считалось некрасивым: одеваться без учётов особенностей фигуры, не по возрасту или не в соответствии с ситуацией.
Покупки делаются очень тщательно, всё подбирается по пропорциям и цветовой гамме. Эстет не выносит кричащих аксессуаров и ярких крупных украшений. Строгий вкус чувствуется не только в нарядной и повседневной, но и в одежде для дома и спорта.
Эстетически утончённые натуры получают истинное наслаждение от красивых и элегантных изделий. Они часто посещают показы мод, салоны ведущих модельеров и модные магазины, но интерес к моде у такой женщины относителен, для себя выбирает лишь то, что соответствует собственной внешности и вкусу. Эстеты склонны, если позволяют средства, одеваться у собственного модельера, при этом для них важно качество кроя и пошива изделия. Эстетический критерий обгоняет оценку престижности, дороговизны и другие параметры.
Наблюдения показывают, что развитые эстетические потребности встречаются у людей самых разных возрастов, вне зависимости от места жительства и национальности.
Эстетический тип отношения к одежде не зависит от профессионального определения человека, хотя логично предполагать большее количество эстетов среди профессиональных дизайнеров одежды, портных, художников широкого профиля, артистов и т.д.
Женщины чаще, чем мужчины, называют эстетический критерий главным в выборе одежды. По результатам опроса,23% молодых женщин (в возрасте 25 – 25 лет) отметили, что их можно отнести к данному типу отношения к одежде.
Рациональный
Для такого человека главным в одежде – практичность, добротность и функциональность. Зачастую гардероб продумывается до мелочей, состоит из ограниченного количества вещей, лишнего в нём просто нет. Одежде реализует потребность в подготовленности. Всё рационально, практично и не случайно, что соответствует системе взглядов. Покупки носят плановый характер, тщательно обдумываются за несколько месяцев или на кануне сезона.
Женщина такого типа тяготеет к классическому стилю, практичным фасонам, крепким, не мнущимся и немарким тканям.
При выборе цвета предпочтение отдаётся практичной цветовой гамме, средним и тёмным оттенкам. Совершая покупку, человек тщательно продумывает вопрос восстановления вида данной одежды во время носки, возможность стирок и химчисток. Рационалисты часто шьют и вяжут сами из-за соображений экономии и практичности, однако экономить на покупке нужной одежды они не будут и точно всё рассчитают. Если есть уверенность, что дорогая вещь прослужит долго и тем самым окупит себя, то на её покупку деньги могут копиться.
Одежда носится долго, иногда десятилетиями, а следовательно, могут носится немодные изделия, если ткань ещё не выношена. Платья могут перекраиваться и переделываться неоднократно на себя, а затем — детям. Свитера – перевязываться.
Человек с рациональным отношением к одежде предпочитает брать напрокат изделия для особо торжественных случаев и не комплексует в изделии с чужого плеча. На сезон шьётся, как правило, один костюм или платье из практичной и ноской ткани, которое в конце сезона подлежит бережному восстановлению.
В России же всегда было принято делать невестам дорогие (и не практичные из-за своего одноразового использования) свадебные наряды. Прокат свадебной одежды не принят, люди предпочитают делать долги, но наряжать жениха и невесту, хотя современное расслоение общества и меняет отношение к этому вопросу.
Результаты опроса показывают, что лишь 25% молодых женщин отмечают у себя рациональное отношение к одежде.
Основными потребностями человека являются еда, одежда и убежище, после еды человек ищет вторую важную потребность, то есть одежду. Люди ожидают от одежды гораздо большего, чем удовлетворение наших основных потребностей.
Факторы, влияющие на выбор одежды, можно разделить в основном на четыре группы: социальный фактор, экономический фактор, фактор окружающей среды и психологический фактор.
Факторы, влияющие на выбор текстиля или одежды:
1) Социальный фактор:
- Место, где живет человек (городской житель или правитель).
- Культурное происхождение человека.
- Пол
- Занятость
- Случай
Место проживания человека (городское или сельское) тоже вносит свой вклад в выбор одежды. В зависимости от района и места, где живет человек, меняется рисунок, форма, стиль одежды. В городских районах из-за очень тесного культурного взаимодействия между различными слоями населения. Узор и стиль одежды носят космополитический характер. Но, с другой стороны, в сельской местности на одежду человека влияют региональные факторы.
Культурное происхождение человека
Вторым фактором, повлиявшим на выбор одежды, является культурное происхождение человека и воспитание человека.
Пол
Современное общество не верит в гендерную предвзятость и решительно выступает против этого, но нам всем по-прежнему удобно сохранять различия между мужчинами и женщинами.
Род занятий
Выбор одежды человеком зависит от его рода занятий. Только по этим причинам мы находим разницу в полицейском и обычном человеке, а также мы находим разницу в армейце и обычном человеке.
Повод
Как правило, выбор одежды человеком зависит от случая, а именно от официальной одежды и повседневной одежды. В офисе люди носят официальную одежду, а в повседневной одежде — повседневную одежду.
Социальный статус
Человек всегда заинтересован в том, чтобы показать свой социальный статус через одежду, поэтому в прошлом король всегда носил королевскую одежду.
2) Экономические Факторы:
В экономических факторах важными составляющими являются экономическое состояние общества, экономический статус индивида и доступность технологий и сырья. Если в экономическом состоянии общества происходят изменения, то это отражается на одежде. Мы знаем, что характер бедных и богатых людей различен: некоторые люди выбирают одежду в зависимости от доступности, а некоторые люди выбирают одежду, чтобы показать свой экономический статус.
3) Факторы Окружающей Среды:
В условия окружающей среды входят такие факторы, как слишком холодно, слишком жарко, дождь, леденящий ветер и т.д. Мы подбираем ткань для защиты от экстремальных условий, необычных мест (космос или под водой). Выбор одежды меняется по мере изменения условий окружающей среды. В этом случае один человек не будет использовать одну и ту же одежду в разных климатических условиях. В зависимости от температуры климата предметы одежды в целом делятся на две категории: зимняя одежда и летняя одежда.
4) Физиологический фактор:
Этот фактор включает возраст, возрастное состояние человека, строение тела, физиологическую реакцию организма, уровень активности и т.д. Модели одежды меняются с возрастом человека из-за физиологических и физиологических изменений со временем.
Например, маленькому ребенку требовались разные типы ткани, а человеку в возрасте требовался другой тип ткани. Выбор одежды также зависит от физического здоровья человека, человеку с особым телосложением требуется другой вид одежды.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
28. С чем автор связывает нравственно оправданный успех в жизни? Как он определил сущность обмена в общественной жизни?
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
Ответить на вопрос
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
Заполни таблицу словосочетаниями:
1) наречие глагол:
2) наречие прилагательное/причастие.
(Если такого словосочетания нет, оставляй поле ввода пустым.)|
Отец сказал это сгоряча, поэтому я не обиделся. Чтобы научиться правильно дышать, человек, поднимаясь в гору, продолжал разговаривать. Доктор был высок, сутуловат, одет неряшливо и лицо имел некрасивое. В этот раз Светлана была чуть веселее.
Потребность в жилье, в пище и ее приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайна сложна. При этом человек приносит многообразие в свои потребности, а то по мере того, как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность… Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определенную сферу взаимоотношений людей: необходимость одних ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд. Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать, как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда… В конечном счете всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других. Труд – это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры… Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом-то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда. (А.Г. Спиркин)
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
Ответить на вопрос
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
Заполни таблицу словосочетаниями:
1) наречие глагол:
2) наречие прилагательное/причастие.
(Если такого словосочетания нет, оставляй поле ввода пустым.)|
Отец сказал это сгоряча, поэтому я не обиделся. Чтобы научиться правильно дышать, человек, поднимаясь в гору, продолжал разговаривать. Доктор был высок, сутуловат, одет неряшливо и лицо имел некрасивое. В этот раз Светлана была чуть веселее.
Знание индивидуальных привычек человека — необходимое условие при составлении плана по уходу. Оказавшись в непривычных условиях лечебного учреждения, человек чувствует себя дискомфортно из-за нарушения обычного распорядка жизни, некоторые пациенты настойчиво стремятся к тому, чтобы привычный образ жизни был сохранён и гарантирован.
При проведении первичной оценки состояния пациента следует выяснить:
• какие привычки у человека в осуществлении личной гигиены и выборе одежды;
• какие факторы оказывают влияние на эти привычки;
• когда и как часто человек привык принимать ванну (душ), мыть голову;
• что известно человеку о влиянии личной гигиены и одежды на здоровье, как он относится к этим сведениям;
• имеются ли у человека какие-либо долговременные трудности, как обычно он с ними справляется;
• какие проблемы у человека в отношении личной гигиены и выборе одежды есть в настоящее время, какие могут появиться.
Не всегда следует формулировать вопросы именно так, как они поставлены выше. Часто информацию можно получить косвенно при проведении оценки удовлетворения пациентом других потребностей. В некоторых случаях степень удовлетворения этой потребности очевидна даже без опроса, однако это не означает, что с пациентом не обязательно обсуждать эти вопросы и не нужно оказывать ему медсестринскую помощь.
Для первичной оценки потребностей человека в личной гигиене и одежде принимается во внимание возраст, и вот по каким причинам:
• в юношеском возрасте отмечается повышенное потоотделение, особенно в подмышечных областях; на коже лица часто имеется угревая сыпь (акне); волосы жирного типа; одежда, причёска, косметика — способ выражения индивидуальности, независимости, сексуальности;
• в зрелом возрасте устанавливается определённый распорядок работы и отдыха, возникают связанные с этим привычки; с помощью одежды, причёски и косметики человек зачастую выражает свой имидж;
• в престарелом возрасте часто наблюдается сухость кожи, возникают трудности с купанием, уходом за ногтями на руках и ногах, надеванием одежды в связи с прогрессированием физической немощи.
При проведении первичной оценки следует обращать внимание на следующее:
• Нарушения физического состояния, связанные с возрастом;
• Индивидуальные особенности физического состояния;
• Цвет и повреждения кожи, участки шелушения и мокнут.
• Чистоту рук и ногтей;
• Состояние полости рта (сухость, запах), зубов или зубных протезов, режим и технику чистки зубов;
• Состояние волос: тип (сухие, жирные), причёска, наличие перхоти, педикулёза;
• Состояние одежды: стиль, фасон, целесообразность одежды, её опрятность, духи, косметика, удобство обуви;
• Осведомлённость женщины о правилах личной гигиены, в том числе во время менструации;
• Осведомлённость мужчины об особенностях гигиены крайней плоти.
Проблемы пациента
Неудовлетворение потребности в выборе и надевании одежды, личной гигиене вызывает разнообразные проблемы и требует от медицинской сестры чуткости, сопереживания, изобретательности. Если не удаётся решить все существующие проблемы, то надо стремиться хотя бы к уменьшению их влияния на больного.
Проблемы чаще всего возникают при ограничении подвижности пациента, отсутствии конечности, непроизвольных движениях рук, снижении функции органов чувств, бессознательном состоянии, психических расстройствах. Сестринскому персоналу следует уделить особое внимание пациентам, страдающим вышеперечисленными заболеваниями.
Трудности при гигиене полости рта возникают:
• При нарушении потребления жидкости и пищи;
• При необходимости дышать через рот (невозможность носового дыхания);
• При воспалительных процессах в полости рта;
• При употреблении лекарств, вызывающих сухость во рту.
К потенциальным проблемам, связанным с неудовлетворением потребности в гигиене, относятся риск инфицирования пролежней и других ран (в том числе послеоперационных), кишечных инфек’ ций, возникновение педикулёза, ИМП. Люди, не имеющие психических нарушений, как правило, очень остро переживают свою зависимость в решении проблем личной гигиены и выбора одежды-Даже частичная зависимость (невозможность наклониться, чтобы носки или обувь, затруднения с застегиванием молнии или заставляет некоторых людей нервничать и страдать. Зависимость при надевании и снятии одежды может привести к по-ению потенциальной проблемы переохлаждения или перегревания. Проблемы могут быть сформулированы следующим образом:
• Пациент отказывается принимать помощь при подмывании;
• Пациент не знает, как правильно чистить зубы;
• Пациент не умеет застёгивать пуговицы на рубашке одной рукой;
• Пациент не умеет (боится) правильно стричь ногти на ногах.
Лекция № 11. Оценка сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей.
План.
1. Возможные проблемы, первичная оценка пациента, связанные с нарушением удовлетворения потребности в поддержании нормальной температуры тела, поддержании безопасной окружающей среды, общении труде и отдыхе.
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.
Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать и прилагать определенные усилия.
1 ) Перечислите виды потребностей человека.
2 ) Составьте рассказ о значении потребностей в жизни людей, используя следующий план:
А) Какую роль потребности играют в жизни человека?
Б) Какие потребности связаны с человеческим организмом?
В) Какие потребности присущи исключительно человеку?
Г) Как вы стараетесь реализовать свои духовные потребности?
Решение
1 ) Потребности человека: биологические, социальные и духовные.
2 ) Значение потребностей в жизни людей
А) Потребности играют важную роли для человека. Существует три вида потребностей:
• биологическая − это потребность в еде, жилище, одежде, гигиене;
• социальная − потребность человека в межличностных отношениях, например, общение, признание, труд и т.д.;
• духовная − потребность человека в знаниях, творчестве, созидании и т.д.
Все они важны для человеческой жизнедеятельности. Не удовлетворяя некоторые потребности человек рискует погибнуть, например, без еды, жилища и даже общения. Но с помощью потребностей человек может стать: профессионалом, творцом, мудрецом.
Б) С человеческим организмом связаны биологические потребности − пища, сон, гигиена, вода, одежда.
В) Биологические потребности у человека, в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Исключительно человеку присущи духовные потребности. Животные не стремятся творить, создавать, заниматься самокритикой и т.д.
Г) Чтобы реализовать свои духовные потребности, я занимаюсь рисованием и хожу в церковь с родителями.
Совокупность и разнообразие предметов материального мира, которые нам необходимы, определяют материальные потребности людей.
Все, что нужно для нормального существования: пища, одежда, кров характеризует минимальные материальные потребности людей.
Но чем выше занимаемый статус человека, чем больше у него амбиций и стремлений, тем шире становится диапазон таких потребностей.
Любые материальные потребности людей можно разделить:
- естественные — присущие каждому живому существу;
- социальные — обусловленные жизнью в конкретном обществе;
- культурные — зависящие от принятых норм, традиций, обычаев;
- индивидуальные — отвечающие личным желаниям каждого человека в отдельности.
Постараемся выделить самые распространенные материальные потребности людей, классифицируя их по предметам, в которых современный человек испытывает нужду:
- пища (она необходима каждому человеку как источник существования — для восполнения энергии);
- одежда (в нашем обществе не принято разгуливать, в чем мать родила, поэтому все нуждаются в каком-нибудь одеянии);
- жилье (даже животные строят себе норы и другие жилища, поэтому человек, как существо социально-биологическое, также нуждается в крове, где можно укрыться от непогоды, переночевать, найти приют и убежище, проводить свое свободное время и располагать (хранить) личные вещи);
- бытовая утварь (мы не привыкли есть пищу сырой, поэтому нам необходима посуда и другие предметы для приготовления, подогревания блюд и сервировки стола);
- бытовые приборы (научно-технический прогресс привнес в нашу жизнь множество предметов, без которых мы уже не можем существовать – телевизоры, холодильники, стиральные и посудомоечные машины, пылесосы, утюги, проигрыватели дисков и т.д.);
- мебель (все привыкли к комфортным условиям существования – мы спим на кроватях, отдыхаем на диванах и креслах, сидим на стульях, обедаем за столом; и уже не помним те времена, когда этих предметов просто не было);
- профессиональные предметы и учебный инвентарь (инструменты, атрибуты определенной профессии, специальности, которой обладает человек, либо вещи, необходимые учащемуся, студенту);
- предметы гигиены и косметика (любой человек, поддерживающий здоровый образ жизни, нуждается в минимальном наборе предметов гигиены – мыле, зубной пасте и щетке, мочалке, полотенце, шампуне, а также в ухаживающих средствах – кремах, лосьонах);
- личные вещи (каждый самостоятельно определяет, какие еще вещи ему необходимы, в зависимости от его пристрастий, увлечений – книги, игровые диски, швейные машинки, мольберт);
- средства связи и передвижения (современная жизнь приучает людей к мобильности, поэтому занятой человек, особенно если это бизнесмен, должен экономить время, в связи с чем, ему необходимы мобильные устройства и автомобиль);
- лекарства, витамины, БАДы (никто не имеет иммунитета от всех недугов, поэтому периодически мы должны лечить себя, а также профилактировать заболеваемость).
Кроме того, в нашей жизни есть масса явлений, который могут расцениваться как средства удовлетворения духовных потребностей.
Например, отдых, развлечения, творчество, досуг, но их осуществление невозможно без финансовых затрат, ведь ничто в нашей жизни не достается просто так.
Наши путешествия, общение с друзьями по мобильному телефону, в Интернете, содержание питомцев, активный досуг и отдых невозможны без финансовых издержек. Поэтому они также косвенно относятся к материальным потребностям.