Дважды проект пытались закрыть, так как идеологическое мышление многих участников «творческого союза» казалось руководителям коммунистического союза Ленфильма крайне сомнительным.
Судите сами:
Режиссер Михаил Шапиро — женат на родственнице Льва Троцкого — Жанне Гаузнер.
Художник Николай Акимов — ученик белоэмигранта Юрия Анненкова.
Композитор Антонио Спадавеккиа — итальянец.
Артисты: Янина Жеймо — полька;
Фаина Раневская только что отстранена партийным решением от съемок в фильме «Иван Грозный», подруга Анны Ахматовой;
Алексей Консовский — из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат;
Василий Меркурьев женат на дочери репрессированного Всеволода Мейерхольда.
Сценарист Евгений Шварц — друг репрессированных Николая Заболоцкого и Николая Олейникова. Некоторые недоброжелатели, даже выпустили «боевой листок», в котором открыто намекали, что «Золушку» создают люди с очень сомнительным прошлым.
«А ещё корону надел!»
На роль короля пробовались и Ю. Толубеев, и К. Адашевский — и каждый был по-своему хорош, но лишь в Гарине обнаружилась та мера эксцентрики и задушевности, которая нужна сказке.
«Не плачь. Король-вдовец, мы и тебя пристроим»
Пожалуй, фильм «Золушка» невозможно представить без участия Фаины Раневской. Фаина Раневская во время съёмок очень похудела и, по утверждению режиссеров (И. М. Гиндин, А. Кудрявцева), не соответствовала образу «доморощенного диктатора». Для изменения внешности Раневской пригласили с «Союздетфильма» знаменитого Владимира Георгиевича Яковлева – основателя цеха пластического грима. Фаина Раневская готова была на все – с нее сняли слепок, изготовили накладки на нос и щеки. Однако вследствие отказались от этой затеи – грим отнимал слишком много времени. Тогда Яковлев и Ульянов (главный гример киностудии Ленфильм) предложили более простой метод изменения лица актрисы. Яковлев привез уникальный каучуковый клей собственной разработки, и нос Фаины Раневской подтягивали вверх при помощи тонкой полоски тюля и этого клея. Но этого было недостаточно. И тогда Фаина Раневская запихивала за щеки комочки ваты. Когда её просили не мучить себя, раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».
Так же при помощи Яковлева был создан грим кучера-крысы для актера Василия Сергеева (в титрах не указан).
Впрочем как и не указаны в титрах Михаил Ростовцев и многие другие актеры.
«Почему мне до сих пор не доложили, что ты уже вырос?»
На момент съёмок фильма «Золушка» у Янины Жеймо было было около 38 лет. На её роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно. Янина была старше экранных сестёр и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое».
На роль принца был утвержден Алексей Анатольевич Консовский (муж актрисы Веры Алтайской, легендарной Тетушки-Непогодушки), которому тогда исполнилось 34 года.
«Очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь»
Пожалуй самым сложным, с чем пришлось столкнутся, художнику по костюмам Татьяне Левицкой, это полное отсутствие материала из которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала.
Съемочная группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь работе. Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор. Но самое сложное, не из чего было создавать костюм самой Золушки и костюм Феи-крестной. Удивительный факт, что после съемок фильма «Весна», Раневская привезла из Праги обрезки шифона и небольшое настенное бра, сотканное из кристалликов чешской бижутерии. Именно из этих обрезков и удалось собрать уникальное платье Золушки, а из элементов бра, вышел волшебный головной убор Феи-крестной.
Но на этом история не кончается.
Во времена перестройки, когда сплошь и рядом закрывались театры, музеи и вообще творился полный хаос, в подвале одного дома, в Петербурге, один мой друг (в то время увлекающийся дигерством) нашел несколько коробок со старыми театральными костюмами. Зная мое увлечение собирательством всего имеющего отношения к кино и театру, он привез одну из коробок мне. Среди отсыревших костюмов, покрытых паутиной и плесенью, я уловил еле знакомые очертания… Что же это? Некогда белое платье почти рвалось по швам, и только с внутренней стороны платья виднелся еле читаемый кусочек ткани пришитый вручную. На нем аккуратным почерком было выведено: «Жеймо». И тут все стало ясно, я вспомнил, где и когда видел эти платья, эти парики и туфельки… ЗОЛУШКА.
С тех пор прошло очень много времени. Менялся мир вокруг меня, менялись страны и города. Но эта удивительная сказка почти всегда сопровождала меня. Почти год потратила наша студия, чтоб восстановить и отреставрировать этот уникальный костюм, сшитый вручную.
Сказки рождаются, живут… но не умирают! Сказки всегда должны жить, пока есть те, кто верит в Эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты».
Опубликовано с разрешения автора Anton Valiar. Просьба при перепостах указывать автора.
Ты всегда хотела надеть красивое бальное платье и станцевать с очаровательным принцем, прямо как Золушка?
Визуализируй мечту, посмотрев эти волшебные фильмы, созданные по мотивам одной из самых романтичных историй. Самую свежую экранизацию « Золушки » с Лили Джеймс в главной роли можно увидеть 14 ноября в 19:30 на Канале Disney.
Классическая сказка Шарля Перро на протяжении многих лет адаптировалась для оперных и театральных постановок, телевидения и, конечно же, кино. Вот как изменилась Золушка за эти годы:
Анимационная «Золушка» Уолта Диснея получила наибольшую популярность среди зрителей, но не все знают, что этот мультфильм — далеко не первая экранизация всеми любимой сказки.
Пышное платье небесно-голубого цвета, карета из тыквы и изящная хрустальная туфелька — именно эти классические атрибуты Золушки Уолт Дисней использовал в своем культовом анимационном фильме. Тем не менее, хотя «Золушка» 1950 года и является самой известной экранизацией сказки Шарля Перро, она сильно отличается от фильмов, которые были до нее.
Впервые «Золушка» появилась на экранах в виде короткометражного фильма аж в 1898 году! Также среди ранних экранизаций можно отметить немой фильм 1911 года, в котором отец Золушки жив, и немецкую версию 1922 года, в которой вместо реальных людей изображены силуэты.
Первой Золушкой в СССР стала актриса Янина Жеймо в картине 1947 года. Фильм очень полюбился советским зрителям.
Примерить платье Бель, отрастить волосы, как у Рапунцель, надеть туфли Золушки… Каждая из нас мечтала о чем-то подобном, правда?
Ведь все мы выросли на диснеевских мультфильмах о сказочных принцессах. Но все ли ты знаешь о своих любимых персонажах? Сколько лет Белоснежке на самом деле? Какой размер ноги у Золушки? Вот именно! Мы знаем не все их секреты… Пришло время это исправить!
Любимой принцессой Уолта Диснея была Золушка
Американска певица и актриса Эйлин Вудс, которая озвучивала Золушку, однажды припомнила, как старина Уолт сказал ей: «Ты моя любимая героиня, ты знаешь?» Эйлин уточнила: «Ты имеешь в виду Золушку?» «Да, — ответил Дисней, — есть что-то в этой истории что-то очень близкое мне лично».
Ледовый дворец Эльзы меняет цвет в зависимости от ее настроения
Когда она счастлива, замок синий. Когда напугана, он становится красным. Когда Эльза сердится — желтым. И фиолетовым — когда она грустит. Представляешь, как весело у нее дома, когда у Эльзы постоянно меняется настроение — во время ПМС, например? Никакой дискобол не нужен!
Белль — единственная в своем городе, кто носит синюю одежду
Таким образом художник хотел подчеркнуть, насколько она не вписывается в это общество. Кстати, обрати внимание в следующий раз — Чудовище тоже в синем! А глаза у заколдованного принца — голубые. Похоже, это не просто совпадение 🙂
У Золушки 33,5 размер ноги
Представляешь, какая крошечная ножка? Видимо, даже в сказочном мире найти туфли по размеру ей было очень непросто. Теперь понятно, почему она так часто теряла обувь.
За весь мультфильм Золушка теряет обувь не один и даже не два, а целых три раза
Первый раз — когда она подает завтрак сестрам и мачехе. Второй раз — когда бежит из замка в полночь. И третий — когда бежит по лестнице на свадьбе. Жаль, что у нее не было кроссовок.
Тина — единственная принцесса, у которой была официальная работа
Да, Золушка тоже впахивала, но работой это сложно назвать. Разбирая горох, согласись, карьеру не построишь.
Только две принцессы носят брюки — Жасмин и Мулан
Этим принцессам всегда было удобно, и ветра они не боялись. Повезло девчонкам.
У всех диснеевских принцесс, кроме Мериды, американский акцент
И это очень странно, ведь они все из разных стран.
Геркулес — двоюродный брат Ариэль
Сама подумай. Ариэль — дочь Тритона. Тритон — сын Посейдона. Посейдон — брат Зевса. А Зевс — отец Геркулеса. Представляешь, как у них весело, когда собирается вся родня?
Ариэль специально сделали рыжей, чтобы ее не путали с русалкой из фильма «Всплеск»
«Всплеск» с еще очень молодым Томом Хэнксом вышел в 1984 году, а мультфильм про Русалочку — в 1989-м. Чтобы Ариэль не перепутали с белокурой Ханной, в мультфильме ей нарисовали ярко-красные волосы.
Длина волос Рапунцель — больше 21 метра
Страшно даже представить, сколько времени ей приходилось их сушить после душа.
Если бы Мерида распрямила свои завитки, ее волосы были бы больше метра длиной
С локонами Рапунцель, конечно, не сравнится, но зато какие кудрявые!
Только Покахонтас основана на реальном человеке
А русалочек, представь себе, в реальном мире не водится. Шок!
А история Мулан основана на китайской легенде о женщине-воине
Правда, в отличие от Покахонтас, она, скорее всего, никогда не существовала на самом деле. По крайней мере, никаких доказательств пока не нашли.
Аврора стала последней принцессой, которая застала Уолта Диснея живым
Дисней умер в 1966 году, за 23 года до «Русалочки». Но любимой была Золушка, помнишь?
«Я загадаю вам загадку, и если вы угадаете… Первое: лицо грязное от золы, но не трубочист. Второе: шляпа с пером, лук и камзол, но не охотник. Не догадались? Третье: Платье со шлейфом, шитое серебром, но не принцесса. Жаль… Пока вы не отгадаете мою загадку — Прощайте!»
Да, это Золушка-Попелка из легендарного фильма «Три орешка для Золушки» (1973)
Картина снималась на чехословацкой киностудии Barrandov и немецкой DEFA. Фильм стал культовым в Чехии, Германии, СССР и Норвегии (когда однажды норвежское телевидение не показывало фильм на Рождество, это обсуждалось даже в парламенте). Возможно, свою роль сыграло то, что Золушка (Либуше Шафранкова) отнюдь не покорная скромница, а задорная, остроумная и смелая девушка, чем, кроме красоты, и приглянулась Принцу (Павел Травничек), которого окружали страшные и липкие девицы.
Первоначально фильм должны были снимать летом, но у немецкой киностудии освобождалось 800 человек на декабрь-январь, и режиссер Вацлав Ворличек согласился переделать сценарий под зиму, взяв за основу художественного решения картины Питера Брейгеля Старшего. А колольчики в музыкальной теме Карела Свободы добавили фильму атмосферу Рождества.
Вот только костюмы были пошиты для теплой погоды. Либуше Шафранковой, которая играла Золушку, так вообще пришлось кататься на лошади в финальных сценах в легком свадебном платье при -21!
У фильма было два художника по костюмам: чех Теодор Пиштек и немец Гюнтер Шмидт, каждый одевал актеров своей страны. Возможно, вам ни о чем не говорят их имена, но их работу вы, наверняка, видели. Пиштек был автогонщиком, но ушел в кино и живопись. Он одевал героев детского сериала «Арабелла», который стал культовым для детей 1980-х, за «Амадей» получил «Оскара», а за «Вальмона» — «Сезар» . Пиштек также придумал униформу для стражи «Пражского града». Костюмы Шмидта также могут быть вам известны по фильмам с Гойко Митичем.
Всего для фильма было создано около 80 оригинальных костюмов, для массовки использовались наряды из картины «Любви обманчивые игры» (1971), на которой ранее работал Пиштек.
Костюмы в фильме выдержаны в стилистике Ренессанса. Мужская мода в целом единообразна: шоссы (лосины, двуцветные или ярких цветов), сапожки, курточка чуть ниже бедер и плащ. Головные уборы довольны разнообразны: шапероны, шапочки-беретты, тирольские шляпы с пером. Похожие костюмы. разве что не такие «блестящие», можно увидеть, к примеру, в фильме Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».
Женские костюмы очень разные: с талией завышенной и естественной, с пышными юбками и почти приталенного фасона, с рукавами узкими и буффированными, ложными, разрезными и цельными короткими и длинными — рукава вообще были модным фетишем у мужчин и женщин в эпоху Возрождения.
Поскольку на королевский бал съехались алчные до принцев девушки из разных стран, отсюда и такое разнообразие фасонов, все-таки европейская мода была довольно неоднородна в период Ренессанса, да и подчас менялась за одно десятилетие почти кардинально. Одно объединяет и мужчин и женщин — общая «аляпистость» и «блестючесть» цветов. Но ведь это детская сказка из 1970-х, так что это простительно.
FOTO: Zbyněk Pecák
Примечательны костюмы мачехи (Карола Браунбок) и ее дочери Доры (Дана Главачова), нелепые сочетания цветов и безвкусица нарядов подчеркивает их характер и делает особенно комичными. А уж головной убор в виде крыльев летучей мыши достоин аплодисментов своему создателю Гюнтеру Шмидту.
Да, на таком фоне платья Золушки смотрятся очень выигрышно (кстати, судя по сохранившимся костюмам талия у Попелки была 53 см).
Всего у нее четыре наряда:
1. Серо-бежевое поношенное платье Замарашки, на которое для тепла она o девает меховой жилет.
3. Розово-голубое бальное платье с талией под грудью и лишь слегка расклешенное. Пояс платья и шлейф украшены рисунком райской птицы, который хорошо сочетается с серебристым узором пейсли на самом платье.
Кстати, тема с птичкой обыгрывается в фильме несколько раз, когда Принц называет Попелку желторотой трясогузкой, птенчиком, и в песне Карела Готта «Скажи мне, птичка, где живешь?» Из украшений — диадема-ободок и колье. Воздушные, полупрозрачные розовые рукава придают наряду нежности. Из утепления у Золушки был только тонкий розовый плащ с длинным остроконечным капюшоном, такие были популярны в начале XIV в. В 2014 году бальное платье было украдено с выставки, но вернулось в мае того же года в пакете. К счастью, это была копия, а не оригинальное платье, но причины кражи было бы любопытно узнать. Воров вроде бы так и не поймали. Также пишут, что оригинальное платье было изрезано вандалом, но подтверждения этой информации мы не нашли. Очень жаль, если так.
4. Финальное белое платье с серебристым узором, расшитым жемчугом поясом и прозрачными буффированными рукавами. На голове у героини — серебристая диадема, а на шее — колье с синим камнем (кстати, замечательно перекликается с синими же брошами на костюме Принца).
Фото: Zbyněk Pecák
Вообще на украшения в фильме нельзя смотреть без улыбки ностальгии по чешским бусам советских времен.
Для фильма было изготовлено несколько пар бальных туфелек: 39 размера на низком широком каблуке, их, кстати, видно во время танца, и одна туфелька 37 размера на высоком каблуке, которую «находил» Принц.
Фото внизу: MF DNES
Попасть в сказку, можно не только посмотрев фильм, каждый год зимой в немецком замке Морицбург (недалеко от Дрездена), где снимали королевский дворец, проводится большая выставка, посвященная картине. В этом году она запланирована на 16 ноября 2019 — 1 марта 2020. Так что если любите чешскую версию Золушки, планируйте визит! https://www.schloss-moritzburg.de/en/events-and-exhibitions/detail/event/11189/12452/
В этом году исполняется 70 лет легендарному анимационному фильму «Золушка», над которым работал лично Уолт Дисней. Несмотря то, что действие картины происходит не в XX веке, образ главной героини — воплощение модных веяний 1950-х. Из нашего материала вы узнаете, чем и кем вдохновлялись создатели «Золушки». Пересмотреть этот шедевр анимации можно на канале Disney 18 марта в 19:30.
Уолт Дисней говорил, что эпизод, когда Золушка получает от феи-крестной свое бальное платье. — его любимый момент среди всех анимационных фильмов. Подобно главной героине мультфильма, студия Disney с выходом «Золушки» преобразилась, как по взмаху волшебной палочки: после череды не самых удачных с точки зрения кассовых сборов полнометражных фильмов картина принесла ей необычайный успех.
Образ Золушки в мультфильме и набросок, сделанный художницей Мэри Блэр
Несмотря на то, что действие анимационного фильма происходит, скорее, в XIX веке, бальное платье Золушки явно вдохновлено вечерними нарядами Кристиана Диора конца 1940-х годов. Представленная в 1947 году коллекция кутюрье стала манифестом нового идеала женской красоты — фигуры в виде песочных часов с тонкой талией, подчеркнутой с помощью пышной юбки, высокой грудью и округлыми плечами. Завершающим штрихом образа стали элегантные длинные перчатки.
Аниматоры, как и все хорошие художники, следили за актуальными трендами и культурными событиями, в том числе и за модой. Над образом Золушки работала легендарная художница Disney Мэри Блэр, которая также известна своими концепт-артами ко многим мультфильмам студии, в том числе «Алиса в Стране чудес» и «Питер Пэн».
Прежде чем появился тот самый классический образ, Блэр создала большое количество эскизов, на которых мы видим, что у Золушки могли быть не только совершенно другие наряды, но даже цвет и длина волос. Из всего разнообразия фасонов, цветовых решений и причесок, предложенных Мэри, Уолт вместе со своими лучшими аниматорами, так называемыми «девятью стариками Disney» (Disney’s Nine Old Men), выбрали те, которые сочли наиболее подходящими для раскрытия характера героини.
С 25 декабря по 12 января в Цирке на Фонтанке с успехом прошла премьера спектакля «Золушка». Спектакль посмотрели примерно 100 000 зрителей. Это первое новое представление под художественным руководством Вячеслава Полунина с Королевским цирком Гии Эрадзе и звездным коллективом «Лицедеев». Через столько лет замечательные клоуны — Роберт Городецкий, Николай Терентьев, Леонид Лейкин, Анвар Либабов, Виктор Соловьев, Александр Скворцов — вновь собрались вместе, чтобы сделать новый проект. Поставить старую сказку на новый лад.
Золушка и принц (Алиса Олейник и Леонид Лейкин).
Немалую долю блеска в эту волшебную феерию внесли костюмы, созданные петербургскими модельерами Юлией Бунаковой и Евгением Хохловым, известными как авторы формы «Аэрофлота». Они рассказали корреспонденту «ВП» о секретах создания костюмов для цирка, о законах жанра, о том, почему одели Золушку, вопреки традициям, в желтое платье и как превратили Анвара Либабова в сестру-«ботаника».
Все началось с желтых комбинезонов
— Расскажите, пожалуйста, как началось ваше сотрудничество со Славой Полуниным…
— Полунин — великий клоун, человек, которым мы всегда восхищались. Мы очень обрадовались тому, что Слава возглавил цирк на Фонтанке. А сотрудничество с ним началось с того, что мы повторили у себя в студии знаменитые желтые комбинезоны для «Snow Show». А потом мы разработали свой вариант комбинезона, такой, как хотел Слава — так называемый деформированный комбинезон. Потом было шествие, посвященное открытию выставки Михаила Шемякина «Тротуары Парижа», где мы сделали костюмы для Полунина, Антона Адасинского и других участников действия. Потом была «Золушка».
— Тема цирка часто дарила вдохновение художникам, модельерам, режиссерам. Коллекция знаменитого модельера прошлого века Эльзы Скиапарелли «Цирк» стала классикой моды. На одежде были изображены клоуны, слоны, гимнасты на трапециях, ее дополняли сумки в виде воздушных шаров и шляпы, похожие на рожки мороженого. Наша Надежда Ламанова «одела» фильм Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. «Розовый» период Пикассо часто называют «цирковым». Картины, посвященные цирку, есть у Жоржа Сера, Анри Тулуз-Лотрека, Эдгара Дега. Работая над созданием костюмов для циркового представления, опирались ли вы на эти источники в поисках вдохновения, идей?
— Конечно, когда мы только приступали к работе, в голове у нас были и Скиапарелли с ее «Цирком», и Тулуз-Лотрек и другие … Все это хранится в памяти. Это помогает в том смысле, что ты знаешь планку, ниже которой не можешь опуститься. У цирка свои законы восприятия. Да, коллекция Скиапарелли «Цирк» великолепна, но это коллекция одежды. А нам не нужно было делать одежду на тему цирка, мы должны были создать костюмы для цирка. Если бы мы делали коллекцию на тему цирка, то сосредоточились бы на ярких деталях, отделках, сочетаниях цветов, фактур. Но цирк в чистом виде требует совсем другого подхода к созданию костюма.
— Какого именно?
— Манеж — это сценическое пространство без сцены. Фоном представления являются зрители. Актер должен быть одет так ярко и заметно, чтобы он не сливался со зрителями, четко читался на пестром фоне публики. В цирке все костюмы должны быть ярче, более броскими, чтобы они читались даже с самых верхних рядов, более утрированными, чем для сцены. Таковы законы жанра. Публика смотрит на манеж сверху вниз. Понятно, что костюмы, которые, скажем, сделала Скиапарелли, со всеми мелкими деталями, на арене потерялись бы.
— Как вы работали над костюмами?
— В нашем случае мы шли от уже существующего образа актера-клоуна. Здесь важно было попасть в органику клоуна, трансформировать уже существующий образ в данный сюжет и в конкретный персонаж сказки.
Анвар Либабов в платье «запасной внеутробной сестры»
Платье для «запасной внеутробной сестры»
— Очень интересный костюм у Анвара Либабова, который, как он сам сказал, играет «запасную внеутробную сестру». Это полосатое строгое платье с панье запоминается с первого взгляда…
— С какой любовью мы делали костюмы для Анвара! Он невероятно талантлив! Да все «Лицедеи» — исключительный звездный состав. Здесь нет ни одного артиста второго плана. У каждого свой сценический образ. В частности, один из собственных образов Анвара строится на костюме в черную и белую полоску. У нас было множество вариантов эскизов, но все равно мы остановились на черно-белой полоске, потому что это привычный сценический образ Анвара. Нам нужно было сделать образ сестры. Это смешное полосатое платье, а завершает образ причудливый парик с бантиками. Пожалуй, это платье — самое историческое из всех, с наибольшей привязкой к эпохе, чем другие костюмы. По центру платья проходит криво заутюженное гофре, которое подчеркивает несуразность образа сестры. Он играет сестру, которая похожа на «ботаника», такой сухарь в юбке. Очень эффектно смотрится на фоне второй сестры, роль которой исполняет Виктор Соловьев, — энергичной, пышущей жизнью, похожей на цветущую клумбу. Или рядом со старшей сестрой, которую исполняет Александр Скворцов, похожей на праздничный торт и полосатый матрац одновременно.
У Анвара в спектакле есть еще один образ, который он исполняет в паре с замечательным клоуном Николаем Кормильцевым (Мик). Это образы глашатаев, которые приглашают на бал, разносят билеты, помогают искать туфельку. Два абсолютно зеркальных персонажа, повторяющие движения друг друга. И костюмы одинаковые, только разного цвета. Очень интересный режиссерский ход, где-то напоминает «двое из ларца».
Золушка всегда красавица. Даже в цирке
— Вы одели Золушку в платье желтого цвета. Чем вызван выбор этого цвета, ведь обычно она в белом, символизирующем невинность и чистоту…
— Образ Золушки был непростым для нас с точки зрения правильного выбора. Потому что есть принц. Это Леонид Лейкин. Гениальный артист. И ему нужна была партнерша, которая соответствовала бы ему во всех отношениях. Алиса Олейник прекрасно справилась со своей задачей. Трудно даже представить кого-то еще в этой роли, Алиса — стопроцентное попадание, она настоящая Золушка. Но вот в чем была проблема. Мы пересмотрели массу фильмов и постановок о Золушке. Образы Мачехи, сестер часто были комическими, но вот Золушка — везде и всегда! — красавица. И принц тоже красавец. А у нас принц — клоун Лёня Лейкин. И мы шли в поисках трактовки Золушки не от классического сюжета, а от образа принца Лейкина. Мы знали, что наша Золушка не должна быть похожа на невесту из голливудского фильма, что она должна вписаться в конкретную среду, в эксцентрику, клоунаду. Золушка в белом бальном платье, переливающимся стразами, могла быть уместна в шоу на Бродвее, в голливудском фильме, но не на манеже, в окружении маститых «Лицедеев». Хотелось, чтобы дети, которые смотрят современные мультфильмы, перед глазами которых — новые современные герои, поверили бы в нашу Золушку и, став уже взрослыми, вспомнили бы этот образ. Почему мы сделали для нашей Золушки желтое платье? Потому что желтый — это яркий, насыщенный и позитивный цвет, который вписывается в эстетику клоунады. И потому, что наша Золушка в исполнении Алисы Олейник — энергичная, дерзкая, смелая, озорная, смешная. На публику словно повеяло давно забытым ароматом цирка их детства, в котором смешиваются запахи ирисок, карамели, опилок, разгоряченных тел… Словом, волшебства. Надеемся, что Слава Полунин со своей командой порадует петербургскую публику новыми спектаклями.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.
Хрустальные туфельки, которые появляются в кадре, изготовили из оргстекла и носить их было, конечно, невозможно. А те, в которых Золушка весело плясала на балу, пришлось шить на заказ и декорировать – у Янины Жеймо была ножка 31 размера. Может быть, именно благодаря «золушкиной ножке», сама исполнительница главной роли не вызвала никогда и ни у кого сомнений – ни у собратьев-актеров, ни у критиков или строгих комиссий. Уже три поколения зрителей откровенно влюблены в тот прекрасный и нежный образ, который удалось ей создать на экране. А ведь у актрисы на момент съемок имелся один существенный недостаток, который точно не позволил бы ей сниматься в такой роли сегодня. Янине Жеймо тогда уже исполнилось 38 лет! Она была намного старше не только принца (хотя Алексей Консовский тоже был далеко не мальчиком), но и своих злых сестер, при этом в роли юной девушки она выглядит невероятно гармонично. Правда, небольшие хитрости для такого «омоложения» применять пришлось. Например – длинные белые перчатки, которые Золушка надевает на бал – не случайность, — руки актрисы выдавали ее возраст. А съемки главной героини крупным планом планировали только на вечер, так как по утрам выглядеть на 15 лет ей все-таки не удавалось. Игорь Клименков, сыгравший мальчика-пажа вспоминал об этом времени:
«Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблен…»
Кстати, воспоминания о съемках этого удивительного ребенка, который был выбран из нескольких тысяч кандидатов, сегодня являются уникальными. Не то, чтобы актерская братия обычно в мемуарах стеснялась своих недостатков или вредных привычек, но в данном случае «свежий взгляд» позволяет особенно почувствовать атмосферу создания всеми любимой сказки:
«Это были сказочные времена. Я буквально купался в огромном человеческом пространстве. Таких замечательных людей я больше никогда не встречал. Каждый из них был индивидуальностью. Все это были актеры с большой буквы. Я был маленький, очень застенчивый. Меня любили все. Раневская всегда приходила с очень решительным видом.
Уже издалека было слышно, что пришла Раневская. Все как-то сразу подбирались, были, что называется, наготове, потому что прекрасно знали — разнос от Раневской может быть в любой момент. «Так, — говорила она мне, — ты, конечно, голодный, иди сюда». Она сажала меня на колени к себе и кормила бутербродами, я поедал их с удовольствием. «Не кормят же ребенка», — ворчала Раневская. И в процессе моего кормления должны были участвовать все.
Эраст Гарин появлялся в гримерной слегка подшофе, обязательно не находил какой-нибудь части своего костюма и начинал ругаться. «Эраст, ты совершеннейший хам, ты видишь — здесь ребенок», — возмущалась Раневская, и хлоп его по физиономии. Конечно же, они все были, что называется, свободны в своей речи, но настолько это было все по-доброму.»
Фаине Раневской эти съемки, кстати, давались особенно тяжело. Ей пришлось похудеть на несколько килограмм и каждый день накладывать очень сложный грим: подтягивать нос с помощью клейкой ленты и лака, чтобы сделать его вытянутым и курносым, на скулы делались накладки, а под щеками лежали комки ваты. Все это ужасающе мешало играть, но когда Раневскую просили не мучать себя, она раздраженно отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».
В апреле 1947 года съемки были закончены, а уже в мае «Золушка» вышла на экраны страны. Только в первый год в Советском Союзе его посмотрели около 19 миллионов человек, а затем сказка начала свое триумфальное шествие по другим странам: Финляндия, Австрия, Швеция, Япония… Даже французские зрители были в восторге от того, как в СССР сняли их сказку. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный фильм 40-х годов, который регулярно транслируют по телевидению, и который, как и прежде, очаровывает каждое новое поколение юных зрителей.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Любая девушка мечтает примерить на себя роль сказочной красавицы. Однако актрисы, для которых облачение в невероятные костюмы – это часть ежедневной работы, порой не знают, как от этой красоты спастись. Серьги весом в килограмм и платье из 250 метров ткани, стальные корсеты и огромные тяжелые короны – вот что на самом деле представляют собой «сказочные наряды», от которых у звезд порой случаются нервные срывы.
«Белоснежка и охотник – 2». Плащ королевы
Продолжение фэнтези-версии старой сказки можно было бы смотреть только ради удивительного наряда королевы Ровенны, однако Шарлиз Терон на съемках пришлось несладко. Практически весь фильм ее героиня ходит в плаще из золотых вороньих перьев, который на самом деле весил больше, чем несколько тулупов. Точные цифры неизвестны, но актриса рассказывала в интервью, что ей приходилось периодически прерывать творческий процесс, снимать это великолепие и выходить на воздух «подышать».
«Золушка». Голубое бальное платье
Актриса Лили Джеймс воплотила мечту всех девочек – приехала на бал в невероятном голубом платье, которое действительно поразило весь мир. Добиться таких эффектов с помощью компьютерной графики невозможно, поэтому в кадре все было по-настоящему: километры ткани, затянутая в корсет талия и природная грация, которая позволила Лили в сказочном платье не только ходить, но и танцевать. Автором золушкиного наряда стала еще одна звезда дизайна Сэнди Пауэлл. У этой британской художницы по костюмам три Оскара и три премии BAFTA.
Результат совместной работы десятков мастериц оказался на редкость неудобным. Этот наряд создавался только с одной целью – поразить воображение. Об актрисе, похоже, думали в последнюю очередь, поэтому километры материи в сочетании со стальными деталями корсета и кринолина оказались очень тяжелыми. Талию девушке затягивали так, что она едва могла дышать, но при этом съемки длились очень долго. Сцену бала, например, снимали со множеством дублей: принц постоянно наступал на подол платья.
«Голодные игры. И вспыхнет пламя». Свадебное платье Китнисс
Вторую серию «Голодных игр» поклонники ждали с особенным интересом: заранее было объявлено, что разработкой одного костюма займется знаменитый индонезийский дизайнер Текс Саверио. Невесты с миллионными состояниями выстраиваются к нему в очередь, поэтому платье сойки-пересмешницы стало сенсацией не только в кино, но и в мире современной моды.
Результат действительно оказался впечатляющим. Платье с серебряными языками пламени, которое как будто «пожирает» свою владелицу, прекрасно отразило идею фильма, однако оказалось тяжелым испытанием для Дженнифер Лоуренс. Актриса и так славится неуклюжестью: она умудрилась упасть, даже поднимаясь на сцену за «Оскаром», но с этим платьем у нее отношения особенно не заладились. Дженнифер признавалась в интервью, что даже не может сосчитать, сколько раз она во всей красе падала на съемочной площадке.
«Белоснежка: Месть гномов». Свадебное платье королевы
Еще одна «Белоснежка» и еще один потрясающий наряд для королевы – похоже, эта героиня вызывает у художников по костюмам особенно бурный приток творческой энергии. В данном случае Джулии Робертс не повезло: творение японского дизайнера Эйко Ишиоки оказалось сравнимым по весу и объему с историческими платьями. 25 кг и 2,4 метра в диаметре – в последний раз такое носили примерно двести лет назад, — платья Мантуя до сих пор вызывают удивление посетителей музеев.
Сама актриса называет свои наряды в этом фильме настоящими произведениями искусства, но признается, что самым тяжелым в съемках были именно сцены свадьбы – облачаться приходилось долго и с помощью нескольких помощниц, а дышать и ходить оказалось крайне сложно. Так актриса в прямом смысле «примерила» на себя тяготы настоящих королев прошлого.
«Братья Гримм». Наряд ведьмы
Прообразом злой колдуньи в страшной сказке стала кровавая графиня Елизавета Батори, поэтому костюм, созданный для Моники Беллуччи, напоминает по цвету кровь. Этот шедевр из темно-красного бархата и парчи стал, пожалуй, одним из самых красивых фэнтези-нарядов современности, но актрисе пришлось пережить много неприятных часов на съемочной площадке. Само по себе платье оказалось невероятно тяжелым и слишком «теплым». Проблем добавили гигантский шлейф и невероятных размеров стилизованный под средневековье головной убор.
Особенно актрису мучили серьги. Их вес просто превышал допустимые приделы, поэтому их пришлось через несколько дней заменить на каффы – украшения, крепящиеся не за мочку уха. А вот решить проблему с короной не удалось. Ее вес даже после специального облегчения оставался неподъемным, поэтому сниматься приходилось с перерывами на отдых.
Монике Беллуччи, конечно, не привыкать сниматься в фантастических нарядах. Удивительно эффектно смотрелась она, например, и в образе Клеопатры. Сравнивая созданный ею образ с другими фильмами, сегодня можно поспорить, Какая актриса стала самой красивой царицей Египта
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История о Золушке — бедной, но красивой девушке, которую обижают мачеха и сводные сестры, и которая позже превращается в принцессу, известна во всем мире. Однако откуда взялась эта идея? Нет, она принадлежит вовсе не фантазии братьев Гримм, не Шарлю Перро и уж точно не Диснею. За свою историю эта сказка пережила много вариаций, и некоторые из них по сегодняшним меркам совершенно не подходят для рассказов детям на ночь.
Иллюстратор Александр Зик изобразил Золушку с голубями, опираясь на историю, рассказанную братьями Гримм.
В разных странах имя Золушки звучит по-разному: в Албании это Хирушья, по-шведски — Аскунген, в монгольском варианте это Унсгельян, по-литовски ее имя звучит как Пелене, Сендрильон по-французски, Синдерелла по-английски, и Ашенбрёдель по-немецки.
Одно из самых старых упоминаний о подобном сюжете относится ни много ни мало к 860 году. Китайская красавица Йе Сянь, известная в округе своей добротой и хозяйственностью, нашла рыбку, в которую вселился дух ее матери, однако рыбку убивают злая мачеха Йе Сянь и ее сводные сестры. Йе Сянь решает сохранить косточки рыбки, которые оказываются волшебными и которые превращаются в красивое платье на большой бал в честь Нового Года. На балу ее узнает ее мачеха, и девушка вынуждена бежать. По дороге она теряет одну из своих туфелек. Именно эту туфельку подбирает влюбившийся в нее король, и по ней же в итоге находит Йе Сянь. Он спасает красавицу от ее злой семьи и привозит ее к себе во дворец.
Есть еще довольно интересный вариант этой истории из Ирана. Эта история называется “Maah Pishanih,” что означает «Девушка с луной на лбу.» Эта история начинается совершенно иначе: в иранской версии Золушка убивает свою матерь, чтобы ее отец смог жениться на знатной даме, однако ее новая мачеха оказывается очень злой, а сводные сестры — глупыми и жестокими. Золушку унижают и заставляют делать грязную работу по дому. Однажды она знакомится с коровой, которая является реинкарнацией ее матери (в другой версии это рыбка, посланная или ее умершей матерью, или Аллахом), которая становится помощницей Золушки. Существует даже версия, где Золушка знакомится с тысячелетним демоном. Но так или иначе, волшебный помощник награждает девушку за ее хозяйственность украшением на голову в форме луны, а в волосы вплетает драгоценности в форме звезды. Дальше ее лицо случайно видит Султан, Золушка смущается, ведь по исламским традициям девушка должна прятать свое лицо от мужчин. Она сбегает — и дальше история повторяет знакомый всем сюжет, включая туфельку, свадьбу и «хеппи-энд».
С другой стороны, даже более современные версии сказки про Золушку не всегда напоминают мультфильм Диснея. В истории, которую записали братья Гримм, например, сводные сестры Золушки так сильно хотели выйти замуж за принца, что они добровольно отрубили себе пальцы на ногах, стараясь влезть в миниатюрную туфельку. А вместо доброй феи в этой сказке желания Золушки исполняет дерево, которое растет на могиле ее матери.
В разных версиях этой истории отец Золушки тоже выступает в разных ролях: то он добрый и сочувствует героине, то злой и вместе с новой женой издевается над своей дочерью. В каких-то сказках он упоминается лишь вскользь, а кое-где по сюжету он умирает еще до начала главной сюжетной линии.
Существует даже такая сказка, где над Золушкой издевается не мачеха, а отчим, который хочет сжить со свету девушку, чтобы его собственным дочерям досталось больше приданого. Есть сказка, где «взрослые» вообще не участвуют в судьбе Золушки, а все упреки и каверзы достаются ей исключительно от сводных сестер. Так или иначе, главное было показать, как несправедливы и жестоки бывают люди по отношению к хорошим и добрым, и как чистая вера и добропорядочность может быть в итоге вознаграждена. Главная трудность — найти в реальном мире волшебную корову или тысячелетнего демона, который бы помог встретить принца. Впрочем, на то они и сказки, чтобы рассказывать о том, чего быть не может.
Сегодня же сказка о Золушке — это прежде всего история об исполнении желаний. Именно поэтому некоторые пары решают сыграть свою свадьбу в стиле диснеевской версии этой истории, как это сделали, например, герои нашей статьи » Свадьба для Золушки «
Мы отобрали 30 самых достойных внимания нарядов от бальных платьев до ночных рубашек, распределив их от лучших к худшим.
1. Бальное платье Золушки.
Само совершенство. Невероятно, как такое платье могла создать крестная, сама одетая, как учительница рисования в средней школе.
2. Классический бюстгальтер в форме ракушек и рыбий хвост русалочки Ариэль.
3. Лиловое платье и цветочное украшение в волосах Рапунцель.
Платье самое обычное, но волосы – мечта любой девушки.
4. Красные шаровары и лиф Жасмин, «Аладдин».
Возможно, сама Жасмин и не выбрала бы для себя этот наряд, но это не значит, что он ей не к лицу. Красный цвет ей подходит, отлично подобраны украшения, а высокий хвост удачно обрамляет лицо.
5. Маскарадный костюм Тианы, «Принцесса и Лягушка».
Зеленый – сложный цвет, особенно для вечерних туалетов, но на Тиане его неоновый оттенок смотрится очень хорошо.
6. Зимний костюм Белль, «Красавица и Чудовище».
Красный ей определенно идет. Только посмотрите, как обрамляет лицо белая опушка на капюшоне! Она, конечно, выглядит немного испуганной, но кто был бы в восторге от перспективы проводить время с чудовищем?
7. Сиреневое прямое платье Мэг, «Геркулес».
8. Ярко-бирюзовый костюм из двух частей для Жасмин.
Мало кто сможет надеть одновременно широкую ленту для волос, украшенную драгоценным камнем, большие серьги и тяжелое ожерелье так, чтобы это не выглядело безвкусно. Браво, Жасмин!
9. Блестящее платье Ариэль.
Удивительно, как отец Ариэль мог выпустить дочь в таком сексапильном платье?
10. Платье цвета морской волны Мериды, «Храбрая сердцем».
Простое сине-зеленое платье с длинным рукавом великолепно сочетается с рыжими волосами.
11. Футуристический комбинезон Алисы «Домик м-ра Кролика», «Алиса в Стране Чудес».
12. Платье Эльзы в Ледовом Замке, «Холодное сердце».
Довольно претенциозно, но впечатляет, учитывая, что Эльза сделала его сама.
13. Голубое платье с белым фартуком Алисы.
Рукава-фонарики – любимый покрой диснеевских принцесс, а благодаря фартуку они смотрятся потрясающе. И волосы просто великолепны!
14. Короткое замшевое платье Покахонтас.
Милое маленькое платье на одной бретели, но массивное колье явно портит вид.
15. Белое с голубым на Белль.
Неплохо, но на Алисе смотрится лучше.
16. Ариэль в самодельном наряде из паруса и веревки.
Просто ужас! Но это похоже на ужас от Comme des Garçons.
17. Желтое бальное платье Белль.
Вполне сносно, учитывая, что сшито из старой гардины, но что, если дернуть за шнурок? Получится мини?
18. Одеяние бедной незнакомки для Жасмин.
В следующий раз, когда будешь изображать нищенку, оставь массивные золотые серьги дома.
19. Лиловый свадебный наряд Жасмин.
Здесь вкус полностью изменил обычно стильной Жасмин.
20. Зимний костюм Анны, «Холодное сердце»
Слишком ярко и перегружено деталями. И что за мешок вместо сумки?
21. Розовое платье Ариэль для званого обеда.
Для девушек старше семи сочетание розового и рукавов-фонариков недопустимо, даже если ты дурачишься.
22. Корсет поверх платья Ариэль.
Наверное, это очень стильно, но парни этого не понимают. Само собой, Эрик растерян.
23. Белоснежка, одетая непонятно во что.
Что с воротником? Он служит в качестве антенны?
24. Ночная рубашка Золушки.
Золушка и слышать об этом не хочет, но факт остается фактом: это самая ужасная ночная рубашка, которую можно себе представить. Она её что из бабушкиного сундука достала?
25. Ночная рубашка Ариэль.
Стоп, не так. Вот это самая ужасная рубашка.
26. Розовое платье Золушки.
Ну и куда можно пойти в этом платье? Вот что происходит, когда сшить себе платье доверяешь всяким зверюшкам. Она должна благодарить сестер за то, что разорвали в клочья этот кошмар минутой позже. В нем просто нельзя было показаться на люди.
27. Оно же минутой позже
Все так же не подходит для королевского бала, зато для чаепития в стиле панк рок вполне пригодно.
28. Праздничное платье Розы, «Спящая красавица»
Две феи не могут договориться, в каком цвете должна быть Роза в день рождения, поэтому платье как будто облито голубой и розовой краской. Отвратительное зрелище!
29. Свадебный наряд троллей для Анны, «Холодное сердце»
Травяная накидка и кристаллы Сваровски никак не сочетаются!
30. Свадебное платье Ариэль
Все, что Ариэль знает о свадебных нарядах, она почерпнула из мыльных опер конца 80-х. Хуже не придумаешь!
«Я загадаю вам загадку, и если вы угадаете… Первое: лицо грязное от золы, но не трубочист. Второе: шляпа с пером, лук и камзол, но не охотник. Не догадались? Третье: Платье со шлейфом, шитое серебром, но не принцесса. Жаль… Пока вы не отгадаете мою загадку — Прощайте!»
Да, это Золушка-Попелка из легендарного фильма «Три орешка для Золушки» (1973)
Картина снималась на чехословацкой киностудии Barrandov и немецкой DEFA. Фильм стал культовым в Чехии, Германии, СССР и Норвегии (когда однажды норвежское телевидение не показывало фильм на Рождество, это обсуждалось даже в парламенте). Возможно, свою роль сыграло то, что Золушка (Либуше Шафранкова) отнюдь не покорная скромница, а задорная, остроумная и смелая девушка, чем, кроме красоты, и приглянулась Принцу (Павел Травничек), которого окружали страшные и липкие девицы.
Первоначально фильм должны были снимать летом, но у немецкой киностудии освобождалось 800 человек на декабрь-январь, и режиссер Вацлав Ворличек согласился переделать сценарий под зиму, взяв за основу художественного решения картины Питера Брейгеля Старшего. А колольчики в музыкальной теме Карела Свободы добавили фильму атмосферу Рождества.
Вот только костюмы были пошиты для теплой погоды. Либуше Шафранковой, которая играла Золушку, так вообще пришлось кататься на лошади в финальных сценах в легком свадебном платье при -21!
У фильма было два художника по костюмам: чех Теодор Пиштек и немец Гюнтер Шмидт, каждый одевал актеров своей страны. Возможно, вам ни о чем не говорят их имена, но их работу вы, наверняка, видели. Пиштек был автогонщиком, но ушел в кино и живопись. Он одевал героев детского сериала «Арабелла», который стал культовым для детей 1980-х, за «Амадей» получил «Оскара», а за «Вальмона» — «Сезар» . Пиштек также придумал униформу для стражи «Пражского града». Костюмы Шмидта также могут быть вам известны по фильмам с Гойко Митичем.
Всего для фильма было создано около 80 оригинальных костюмов, для массовки использовались наряды из картины «Любви обманчивые игры» (1971), на которой ранее работал Пиштек.
Костюмы в фильме выдержаны в стилистике Ренессанса. Мужская мода в целом единообразна: шоссы (лосины, двуцветные или ярких цветов), сапожки, курточка чуть ниже бедер и плащ. Головные уборы довольны разнообразны: шапероны, шапочки-беретты, тирольские шляпы с пером. Похожие костюмы. разве что не такие «блестящие», можно увидеть, к примеру, в фильме Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».
Женские костюмы очень разные: с талией завышенной и естественной, с пышными юбками и почти приталенного фасона, с рукавами узкими и буффированными, ложными, разрезными и цельными короткими и длинными — рукава вообще были модным фетишем у мужчин и женщин в эпоху Возрождения.
Поскольку на королевский бал съехались алчные до принцев девушки из разных стран, отсюда и такое разнообразие фасонов, все-таки европейская мода была довольно неоднородна в период Ренессанса, да и подчас менялась за одно десятилетие почти кардинально. Одно объединяет и мужчин и женщин — общая «аляпистость» и «блестючесть» цветов. Но ведь это детская сказка из 1970-х, так что это простительно.
Примечательны костюмы мачехи (Карола Браунбок) и ее дочери Доры (Дана Главачова), нелепые сочетания цветов и безвкусица нарядов подчеркивает их характер и делает особенно комичными. А уж головной убор в виде крыльев летучей мыши достоин аплодисментов своему создателю Гюнтеру Шмидту.
Да, на таком фоне платья Золушки смотрятся очень выигрышно (кстати, судя по сохранившимся костюмам талия у Попелки была 53 см). Всего у нее четыре наряда:
1. Серо-бежевое поношенное платье Замарашки, на которое для тепла она одевает меховой жилет.
2. Оливковый охотничий костюм с двуцветными лосинами и тирольской шляпкой.
3. Розово-голубое бальное платье с талией под грудью и лишь слегка расклешенное. Пояс платья и шлейф украшены рисунком райской птицы, который хорошо сочетается с серебристым узором пейсли на самом платье.
Кстати, тема с птичкой обыгрывается в фильме несколько раз, когда Принц называет Попелку желторотой трясогузкой, птенчиком, и в песне Карела Готта «Скажи мне, птичка, где живешь?» Из украшений — диадема-ободок и колье. Воздушные, полупрозрачные розовые рукава придают наряду нежности. Из утепления у Золушки был только тонкий розовый плащ с длинным остроконечным капюшоном, такие были популярны в начале XIV в. В 2014 году бальное платье было украдено с выставки, но вернулось в мае того же года в пакете. К счастью, это была копия, а не оригинальное платье, но причины кражи было бы любопытно узнать. Воров вроде бы так и не поймали. Также пишут, что оригинальное платье было изрезано вандалом, но подтверждения этой информации мы не нашли. Очень жаль, если так.
4. Финальное белое платье с серебристым узором, расшитым жемчугом поясом и прозрачными буффированными рукавами. На голове у героини — серебристая диадема, а на шее — колье с синим камнем (кстати, замечательно перекликается с синими же брошами на костюме Принца).
Вообще на украшения в фильме нельзя смотреть без улыбки ностальгии по чешским бусам советских времен.
Для фильма было изготовлено несколько пар бальных туфелек: 39 размера на низком широком каблуке, их, кстати, видно во время танца, и одна туфелька 37 размера на высоком каблуке, которую «находил» Принц.
Попасть в сказку, можно не только посмотрев фильм, каждый год зимой в немецком замке Морицбург (недалеко от Дрездена), где снимали королевский дворец, проводится большая выставка, посвященная картине. В этом году она запланирована на 18 ноября 2017 — 25 февраля 2018. Так что если любите чешскую версию Золушки, планируйте визит!
Поделиться «Четыре костюма для Попелки / «Три орешка для Золушки» (1973)»
Классический и любимый миллионами зрителей фильм «Золушка» 1947 года заиграл всеми цветами радуги. Компания «Крупный план» по заказу Первого канала отреставрировала и бережно раскрасила ленту. Наш корреспондент узнал, как это было.
«Я не волшебник, я только учусь»
Руководитель «Крупного плана», режиссер Эльдар Рязанов рассказал о работе над раскрашиванием (колоризацией) «Золушки»:
Идея колоризовать «Золушку» возникла давно. Константин Эрнст еще в 1997 году заговорил об этом с Рязановым. Но тогда грянул дефолт, и планы отодвинулись на долгих 10 лет. А когда реставраторы все-таки взялись за работу, в первую очередь им пришлось обратиться к архивам. Были найдены уникальные стенограммы заседания худсовета «Ленфильма» по фильму «Золушка». Режиссер Иван Пырьев после просмотра сказал: «Очень хотелось бы, чтобы картина снималась в цвете!» С ним были согласны абсолютно все. Таким образом, сегодня мечта создателей сказки воплотилась.
Черные дыры времени
Но перед творческой группой стояло еще много вопросов. Например, каких цветов были платья у героев «Золушки»? Последняя реликвия — платье Золушки — было похищено! И снова пришлось обратиться к архивам. Были найдены эскизы к фильму выдающегося ленинградского художника Николая Акимова. К работе была подключена Наталья Монева, специалист по костюмам, много лет проработавшая на «Мосфильме». Она дополнила свои эскизы, и картина более-менее начала проясняться.
Встречались с помощником режиссера Анной Тубеншляк, которой сейчас 90 лет, и звездой 50-х Татьяной Пилецкой. И они по памяти помогли восстановить цветовую палитру.
Но какого цвета были глаза у Золушки, вернее, у сыгравшей ее актрисы Янины Жеймо? Выяснилось, что Жеймо не снялась ни в одном цветном фильме. Пришлось реставраторам отправиться в Польшу, где сейчас живет дочь актрисы. Она вспомнила, что глаза у мамы были оттенка между светло-серым и голубым.
Работать с пленкой пришлось очень бережно, ведь она едва не сыпалась. В некоторых кадрах зияли настоящие дыры! Не говоря уж о потертостях, порезах и обрывах. В результате на сканирование негативов вместо положенных пяти дней ушло целых 35!
Затем каждый кадр из 118 тысяч перевели в цифровой аналог. Не потеряли и не добавили ни одного!
Раскрашивала ленту американская студия Legend Films, первой придумавшая и запатентовавшая технологию. Все этапы работы согласовывались с Москвой. В Лос-Анджелесе признались, что еще не сталкивались со столь трудной и интересной задачей. Как именно происходил процесс, американцы не признаются — мол, секрет фирмы. Но чем больше оттенков черно-белого варианта фильма выявлял компьютер, тем более красочной получалась цветная картинка.
Сколько бы ни ломали копья сторонники оригинала и приверженцы красок, «Золушка» — это сказка. А сказки делаются в первую очередь для детей. Положите перед ребенком два набора игрушек — один серый, другой цветной — и посмотрите, что же он выберет. «Золушка» — это как раз тот беспроигрышный вариант фильма, где не надо было заниматься состариванием цветов, как это было сделано, например, в картине «В бой идут одни «старики». А даже наоборот — постараться наполнить действие такими цветами, чтобы зритель сразу понял: это именно та сказка, «Золушка» из детства!
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Эльдар РЯЗАНОВ:
— Все зависит от того, как была проведена работа! Мы не только создали цветную копию фильма, но еще полностью отреставрировали оригинал, убрав оттуда все дефекты.
Работа над «Золушкой» началась на «Ленфильме» в 1945 году, ее запустили в производство через несколько дней после Победы. А весной 1947-го, 70 лет назад, состоялась ее премьера — и картина пользовалась оглушительным успехом, обогнав в прокате даже «Весну» Григория Александрова.
Ключ к успеху — сценарий Евгения Шварца, великого сказочника, автора «Обыкновенного чуда» и «Дракона». Кто забудет придуманные им чудесные фразы: «Не мешай нам веселиться, изверг»; «Я еще не волшебник, я только учусь»; «Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно, можете предъявить?» — и никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце — справедливым»?
Фею сыграла Анка-пулеметчица
Поставила «Золушку» Надежда Кошеверова — близкая подруга Шварца. К фильму она приступала, когда ей было уже хорошо за 40, но, по сути, это была первая заметная и значительная ее киноработа. Кошеверова часто работала в соавторстве с другими режиссерами, и «Золушку» поставила вместе с Михаилом Шапиро. Но главной в дуэте была она, и после добилась гораздо большего успеха в кино, единолично сняв «Старую, старую сказку», «Тень», «Царевича Прошу», «Как Иван-дурачок за чудом ходил» и еще много картин.
Характер, по воспоминаниям друзей, у нее был суровый, Шварц просто называл ее «славным парнем». И тем не менее именно этот «парень» предложил на главную роль хрупкую Янину Жеймо. Эта кандидатура вызвала у многих интуитивное отторжение: Жеймо была много старше героини и невысокого роста (кто-то даже назвал ее «карлицей»). Параллельно пробовали других актрис, основной конкуренткой стала 21-летняя балерина Мария Мазун. Вот она-то по всем внешним параметрам идеально вписывалась в образ, но увы — актерского дара и какого-то внутреннего света ей не хватало. Кандидатуру Жеймо начал яростно отстаивать Евгений Шварц; кроме того, на худсовете ее начали защищать режиссеры Михаил Ромм и Сергей Герасимов. Ромм говорил: «Жеймо — первоклассная мастерица, а вторая актриса — это девочка, которая может быть очень милой инженю, но образа не дает».
Других актеров — Фаину Раневскую, Эраста Гарина, Василия Меркурьева — утвердили сравнительно быстро. Как и Варвару Мясникову на роль феи (мало кто из зрителей сразу опознает в этой самой фее Анку-пулеметчицу из «Чапаева»).
Фею-крестную сыграла Варвара Мясникова, она же Анка-пулеметчица из фильма «Чапаев». Фото: кадр из фильма
Платья из занавесок
Часть съемок проходила в Латвии, но в основном «Золушку» снимали в павильонах, где было очень холодно: говорят, в перерывах между дублями актерам приходилось надевать пальто и чуть ли не валенки. А еще говорят, что роскошные платья для сцены бала шили практически из занавесок (впрочем, были и другие платья, конфискованные в 1945-м в одном из берлинских театров). По воспоминаниям очевидцев, атмосфера царила чудесная — даже железная Кошеверова постоянно улыбалась.
Игорь Клименков, сыгравший мальчика-пажа, вспоминал: «Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор» (Жеймо вообще очень много курила. — Ред.)».
Никаких серьезных скандалов на съемках не было, как не было потом и серьезных цензурных возражений: разве что король в исполнении Эраста Гарина показался слишком добрым и милым. Но переснимать сцены с ним не стали. И «Золушка» благополучно вышла на экран. Колоссальная слава обрушилась не только на Жеймо (которая не могла спокойно пройти по улице), но и на Алексея Консовского, сыгравшего принца: на какое-то время он стал идолом тысяч девушек. (Кстати, Консовский, сыгравший несколько десятков ролей в кино, в итоге лучше запомнился своим голосом: он озвучивал десятки мультипликационных персонажей и дублировал иностранные фильмы.)
Судьба «крохотной» женщины
Янине Жеймо во время съемок «Золушки» было 37 лет. Но актрисе с ростом в 146 сантиметров, полудетской внешностью и идеальным для Золушки 31-м размером обуви (!) легко было выдавать себя за шестнадцатилетнюю. В 1934 и 1936-м она снималась в других фильмах по сценариям Евгения Шварца — «Разбудите Леночку!» и «Леночка и виноград», и там играла совсем маленькую школьницу, а было ей соответственно 25 и 27 лет. Она не была уверена, что у нее пройдет этот фокус, надела детскую одежду и пошла на рынок, чтобы посмотреть, как на нее будут реагировать, — и никто из продавцов не заподозрил в малютке взрослую женщину, воспитывавшую дочь. Более того, во время съемок «Леночек» даже ее партнеры-дети были уверены, что общаются со сверстницей. Она преспокойно сыграла девочку Таньку и в 1942-м, в новелле из «Боевого киносборника» — а в тот момент ей было уже 33 года! Вспоминают, однако, что она не приходила на съемки «Золушки» раньше 11 часов утра: старалась как можно дольше спать, а по утрам, видимо, много времени тратила на уход за лицом.
По слухам, Сталину Жеймо не нравилась. И после «Золушки» она сыграла только одну кинороль — в 1954 году в детском фильме «Два друга». Работала в Театре киноактера, дублировала европейские фильмы, озвучила Герду в мультфильме «Снежная королева». А в 1958-м уехала с третьим мужем режиссером Леонидом Жанно в Польшу (оба были поляками), чтобы полностью посвятить себя семье.
Впрочем, Янина Жеймо возвращалась в СССР. Последний раз — в 1987-м, в гробу: она завещала, чтобы ее похоронили в России.
КСТАТИ
Первую сандалию потеряли еще во времена фараонов
Сюжет «Золушки» придуман вовсе не Шарлем Перро, он лишь самый известный его обработчик. Первая версия найдена на египетских папирусах: там бог Гор в обличье сокола крадет у рабыни и приносит фараону прелестную маленькую сандалию. Фараон решает найти ее обладательницу, находит и женится на ней. Эта же история пересказана Страбоном и Геродотом. Аналогичные древние сказки есть в Китае, Вьетнаме и других азиатских странах; «Золушка» за тысячи лет обрела сотни разных вариантов.
НОВЫЙ ПОВОРОТ
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.