История костюма и мода в Древнем Риме

За несколько веков своего существования древнеримское общество и его бытовой уклад существенно изменились. Поначалу большое влияние на крой и стилистику древнеримской одежды повлияла греческая традиция, однако, со временем одежда трансформировалась и приобрела совершенно иной облик. Повлиял на это и военизированный характер Римской Империи, и соприкосновение с другими народами и их традициями. Как менялась одежда в Древнем Риме и каковы были ее основные элементы?

Одежда в Древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили с Востока. Эти ткани позволяли создавать одеяния, напоминавшие греческие туники и тоги, драпированные многочисленными складками. В позднее время популярность приобрели более плотные ткани, которые изменили силуэт, и крой одежды, сделав ее более футлярообразной.

Усложняются со временем и цвета одежды. Популярный в ранний период римской истории белый цвет постепенно стал торжественным, облачались в него лишь по праздникам, а в повседневной жизни предпочитали яркие и сочные оттенки. В позднее время римская одежда стала изобиловать вышивками со сложными геометрическими узорами. Однако позволить себе ее могли только состоятельные люди.

Верхняя одежда в древнем Риме

Верхняя одежда в Древнем Риме могла много рассказать о ее владельце, его социальном положении и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой мужского населения в Риме была тога из овечьей шерсти, но носить ее могли только граждане. Пурпурная тога была атрибутом победителя, серое или черное одеяние – знаком траура. Существовали также специальные тоги для несовершеннолетних юношей, священнослужителей и кандидатов на официальные должности.

Женским верхним одеянием был плащ палла, спускавшийся до самых лодыжек. Палла могла спускаться свободно или же закрепляться поясом на талии. Изготавливался такой плащ из тонкой шерсти, вариантов его кроя было несколько, как и вариантов цветов.

Мужская и женская одежда в Древнем Риме поначалу была довольно тяжелой и громоздкой, замедляла движение, поэтому со временем крой эволюционировал в более простой и удобный. Немало способствовали тому контакты римлян с варварскими государствами Европы.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужская одежда в Древнем Риме была представлена туниками различных покроев, некоторые из которых очень напоминали греческие одеяния. Изготавливались они изо льна или шерсти, длина их доходила до колен. Как правило, туники представляли собой просторные рубахи и подпоясывались на талии. Одевались они через голову, для чего на груди имелся разрез.

Мужские туники шились без рукавов, поскольку они считались признаком изнеженности, но юноши из аристократических семей временами любили шокировать общество, появляясь на улице в женском варианте туники с рукавами и с покрывалом на голове.

Поверх туники надевалась тога. Нередко мужчины носили несколько туник одну на другую.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков.

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам.

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней.

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации.

Обувь в древнем Риме

Типы римской обуви

A. Перо — обувь без пятки, закрывающая лодыжку, использовалась повсеместно;

B. Сalceus — обувь носилась с платьем и одевалась вне дома;

C. Сalceus Патрикий — закрытая обувь с поперечными ремешками;

D. Сaligae — использовалась в армии, при этом усиливалась железными или медными гвоздями;

E. Soleae — обувь, которую носили дома.

Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Австрия. Лихтенштейн, Франция, Монако, Андорра, Испания, Португалия, Италия, Сан-Марино, Ватикан, Словения, Хорватия, Венгрия, Румыния, Босния и Герцеговина, Сербия, Косово, Албания, Македония, Черногория, Болгария, Греция, Турция, Сирия, Иордания, Израиль, Ливан, Египет, Кипр, Ливия, Тунис, Мальта, Алжир, Марокко, Польша, Румыния, Болгария, Балканские страны, Йемен, Ирак, Азербайджан, Иран, Эритрея и др.

Древний Рим в качестве фундамента для собственной культуры избрал культуру завоеванной им Древней Греции. У греков римляне переняли религию, лишь переименовав богов. Так, Афродита стала Венерой, а Зевс – Юпитером. У греков римляне научились строить храмы с колоннами и делать скульптуры из мрамора.

Главным же отличием римлян от греков была воинственность. Римляне еще во времена Римской Республики славились своими воинами, а Римская Империя включала в себя как территории Северной Африки, так и британские острова.

Статуя императора Августа
Одежда – туника, сверху доспехи и тога

Что касается одежды, то в основе традиционной одежды римлян лежали греческий хитон, преобразившийся в тунику, и греческий плащ-гиматий, ставший римской тогой.

Основными тканями, из которых была изготовлена одежда древних римлян, являлись шерсть и лен, также римлянам был известнее шелк, который привозили из другой империи – китайской.

Кадр из кинофильма «Цезарь и Клеопатра» 1945 года
Цезарь одет в тунику (белого цвета) и тогу

Одежду римляне шили дома, каких-либо ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, в Римской Империи почти не было. Так, император Август, живший в I веке до н.э., гордился тем, что его туники и тоги были пошиты сначала его матерью, а затем и женой.

Туника – одежда прямоугольного покроя
из тонкой шерсти или льна,
надевалась под тогу как нижняя одежда
или использовалась в качестве домашнего платья.

Все мужчины римской империи носили туники. Туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась.

Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Туника далматика была более длинной с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Первые христиане, жившие в Римской Империи, часто носили именно данный вид туник.

Тога – верхняя одежда граждан Рима,
представляющая собой кусок белого шерстяного полотна
в три раза превышающего рост человека и
сложно драпирующегося вокруг тела.

Поверх туники носили плащи. Одним из которых была тога. Однако тогу могли носить лишь мужчины и при этом римляне по происхождению. Недаром сами римляне величали себя народом, одетым в тоги.

Тога — это плащ из большого куска шерстяной ткани (6 на 1,8 метров), прямоугольной, а чуть позже эллипсообразной формы. Тога оборачивалась вокруг фигуры и укладывалась складками. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.

Цезарь упрекает Корнелия Цинну в предательстве.
Изображенные на картине одеты в туники и тоги

Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось и определенное значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом).

Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов. Позже пурпурный цвет, как символ власти, сохраниться в мантиях европейских королей и облачении кардиналов католической церкви.

Ассоциация пурпурного цвета в одежде с властью, возможно, была связана и с дороговизной самой одежды, окрашенной в пурпур. Пурпурную краску смогли получить жители Финикии – народ, живший на побережье Средиземного моря. Они вылавливали и толкли в порошок определенных моллюсков, таким образом, получая пурпурную краску для ткани. Ткань такого цвета стоила очень дорого.

Помимо пурпура определенное значение было и у белого цвета. Белая одежда считалась одежой праздничной. Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.

Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.

Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.

Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.

Скульптура императрицы Ливии

Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок также была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни.

Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. К слову, в отличие от гречанок римлянки на улицы городов вполне могли выходить с непокрытой головой. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.

Статуя молящейся Ливии
Одета в плащ паллу

Были известны римлянкам и купальники – это были тонкие полоски ткани, которые завязывались на груди и на бедрах. Также римлянки носили строфии — прообраз современных бюстгальтеров. Строфии (кожаные полоски) надевали под туники и их целью было поддерживать грудь снизу.

Древнеримская мозаика
Купальный костюм

Кадр из фильма Астерикс и Обеликс против Цезаря, 2000 год

История костюма и мода в Древнем Риме

Древний Рим, Римская империя – один из интереснейших периодов античной истории, да и в целом истории, ведь именно Рим во многом повлиял на дальнейшее развитие общеевропейской культуры и цивилизации. Поэтому особенно интересно исследовать о том, какой была жизнь в древнем Риме, и в частности, какую одежды носили римские граждане. Этой интересной теме и посвящена наша статья.

Прежде всего, нужно заметить, что за несколько веков существования древнеримского общества менялась и стилистика римской одежды и ее величество мода. Ведь было бы наивно думать, что на протяжении нескольких веков римские модники пользовались одной и той же одеждой, мы ведь не носим платья наших бабушек, хотя, разумеется, какие-то элементы древнеримской одежды оставались неизменными на протяжении веков. Изначально на крой и стилистику римской одежды оказала влияние мода древней Греции, но позднее римская одежда значительно трансформировалась и приобрела иной облик. На эту трансформацию повлияли и военизированный характер римского государства, и тесное соприкосновение с другими народами, к примеру, теми же кельтами.

Одежда римлян в древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили по шелковому пути из далекого Китая. Благодаря этим материалам для одежды создавались туники и тоги, напоминающие греческие, драпированные, с множеством складок. Позднее большую популярность приобрели плотные ткани, изменявшие силуэт и крой одежды. Менялись и цвета одежды, часто принято изображать римлян в туниках и тогах белого цвета, и он был действительно популярный в ранний период римской истории, но со временем в повседневной жизни римлян все больше стали преобладать яркие и сочные цвета. Белый цвет же стал торжественным, и облачались в него лишь по праздникам.

Интересный факт: в поздний римский период большой популярностью стала пользоваться одежда с разнообразными вышивками со сложными геометрическими узорами, правда позволить такую одежду могли лишь состоятельные люди.

Верхняя одежда

Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.

Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).

История костюма и мода в Древнем Риме

Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.

Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.

Мужская одежда

Одежда мужчин в древнем Риме состояла из туник различных покроев. Туники эти сильно напоминали греческие, изготавливались они изо льна либо шерсти. По длине они доходили до колен. Одевались туники через голову и своим видом представляли просторные рубахи, которые подпоясывались на талии.

Также мужские туники делались без рукавов, которые считались признаком изнеженности. А некоторые римские юноши, желая шокировать публику своими эпатажными выходками порой появлялись на улице в женском варианте туники с рукавами.

История костюма и мода в Древнем Риме

Женская одежда

Сперва ежедневной женской одеждой римлянок была более длинная женская туника с рукавами. Затем ей на замену пришла более широкая туника с множеством складок и короткими рукавами. Доходила такая туника до ступней, на талии же она скреплялась поясом. К слову вполне возможно что такой привычные в наше время женский халат появился тоже благодаря римской тунике.

Основу женской одежды римлянок составляли изящные драпировки, спускавшиеся вниз. Одежда женщин в древнем Риме имела разнообразную цветовую гамму, которая отличалась яркостью и насыщенностью. К примеру, одежда римской невесты представляла собой длинную тунику ярко-красного цвета, на голову дополнительно одевалось оранжевое покрывало. В повседневной жизни женщины носили туники золотистых, голубых, зеленых и серых цветов.

История костюма и мода в Древнем Риме

В качестве нижнего белья использовалась нижняя туника с набедренной повязкой, на нее уже одевалась верхняя туника, а затем плащ палла.

Обувь

Главной обувью римлян были сандалии и башмаки из мягкой кожи. Порой они украшались вышивкой и металлическими деталями.

Какой была одежда в древнем Риме, что носили римские мужчины и женщины. Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

Related Posts

Одежда способна рассказать много интересного о культуре и мировоззрении, как того или иного народа, так…

Филологи и историки разных стран давно спорят о том, где и когда появилась стенография. Известный…

Данная статья опубликована на правах рекламы. Для тренировок и спорта мужчинам необходима именно удобная одежда,…

Один из жителей города Мелитополя копал в своем огороде колодец и вдруг неожиданно провалился в…

Чему только тщеславное человечество не пытается присвоить звание «восьмого чуда» света! Список восьмых чудес столь…

История костюма и мода в Древнем Риме

Начало рассказа об одежде древних народов читайте здесь.

Вполне иначе выглядит античная женщина. Греческое искусство увековечило женщину гречанку как богиню красоты, а в жизни она была настоящей «великой дамой», хотя не раз с прялкой в руке. Не только грек-скульптур имел большое чувство пластики и ритма линий, когда творил свои статуи, но имел ее каждый грек, а прежде всего греческая женщина, когда она искусно заключала складки своей одежды так, что тело не терялось в ней, а жило во всех своих, даже незначительных, движениях. Тайна античного наряда не в шитье и не в мастерском крое; благородство и гармоничность его облика достается очень небольшими средствами – только отборным уфалдуванием («Фалда» – складка) куска материи творится классическая одежда.

История костюма и мода в Древнем Риме

Хитон – платье, и гиматион – накидка (пелерина) – это одежда, как для мужчин, так и для женщин. Женская одежда всегда длиннее мужской. Хитон бывает с рукавами или без рукавов, подпоясанный узким поясом или свободно всплывающий. Подпоясанный хитон, как считали древние греки, хорошо сохраняет форму женской колени. В хитоне ходила женщина дома, а в гости одевала еще гиматион – накидку больших размеров, иногда прикрывающей даже голову женщины. Иногда вместо большого гиматиона одевала женщина пеплос – это длинная шаль. Пеплос в ее руках – это живое существо, служит для того, чтобы при каждом удобном случае подчеркнуть ее грацию, ее новое движение. Порой она опрокинет его небрежно через руку, или положит на плечи, или, садясь, бросит на колени, но каждый раз она старается иначе уложить фалды (складки), иначе подогнуть край пеплоса, по-новому переложить хитон.

Невольно сравним, как умеет наша простая крестьянка обращаться с линиями своей одежды, какая гармония мелких складок переливается на ее юбке, как хорошо знает она тайну складок своего платка. Городская женщина никогда не сумеет так артистично надеть платок, как это сделает крестьянка, которую научила этой вещи длинная вековая традиция. Старая крестьянка, не покидающая своей старой одежды, стоит далеко выше по сравнению с новым поколением, тянущимся к барской одежде.

История костюма и мода в Древнем Риме

Старые греки не знали шелка. Они употребляли тонкие полотна, топки, прозрачные, хлопчатобумажные ткани и шерсть. Чем выше качество материала, тем красивее оно заключается в складки. Гиматион делали из грубого материала, и он сам драпировался вокруг тела в грубые закладки. Белую и ясно цветную греческую одежду украшали вышитым краем с геометрическим или растительным орнаментом.

Греческая женщина, даже благородная, дома ходила босиком. Выходя на улицу, надевала сандалии, чтобы не пылить ног, но даже в гостях, входя в чужой дом, оставляла обувь у прислуги. Красота женской ножки имела значение и в те давние времена, и женщина заботилась о хороших, изящных сандалиях, прикрепляемых ремешками на ноге.

История костюма и мода в Древнем Риме

История костюма и мода в Древнем Риме

Характер римской одежды приближенный к греческому. Он также основан на укладе складок и пластичности вида. Только у гордой римлянки больше размаха, больше амбиции. Одежда требует больше роскоши, больше величественности. Римлянин в своей огромной, хорошо сложенной тоге имел импонирующий вид.

История костюма и мода в Древнем Риме

Его достойная подруга – римская матрона, гордая обладательница мира, ей принадлежат уважение и поклоны. Она любит достаток. Драгоценные ткани, тонкие полотна, шелка, золото, жемчуг, самоцветы.

История костюма и мода в Древнем Риме

В очень давние времена римлянка довольствовалась одной одеждой – туникой, но впоследствии верх туники пришла стола. Роскошность и драгоценность столы вызывали у всех уважение к благородной римлянке. Одежда римлянки белая, светло-голубая, пурпурная, аметистовая, фиалковая, желтая и т. д. Наиболее ей нравится величавый пурпур, который император хочет сделать своей привилегией. Драгоценные ожерелья, кольца, украшают ее.

История костюма и мода в Древнем Риме

Но в своем движении к люксу римляне никогда не перетянули струны, умели ценить художественное изделие предмета, а художественная ценность вещи всегда была на высоте ее материальной стоимости. В античном мире царила, удивления достойная, гармония духа и тела, а это, прежде всего, отражалось в искусстве. Еще и сегодня некоторые употребляет слова “антик” как определение действительно художественной вещи. Когда погибло такое равновесие – это отразилось и на одежде.

Автор: А. Свенцицка.

Related Posts

Иным воздухом дышала Византия. Новый мощный мир ворвался в жизнь греков. Проникнута другим мировоззрением, она…

Естественное (даже врожденное) стремление к красоте и творчеству побуждает даже первобытного человека украсить каждую вещь…

Между Одером и Эльбой славянские племена поселились в седьмом столетии. И каждое племя, по словам…

Лингвистам часто, а некоторым из них постоянно, приходится иметь дело с древними письменными памятниками. Самый…

На полотнах, созданных историками,— бесчисленная череда культур, существовавших и исчезнувших в глубокой древности. Эти культуры…

Что для римлян было характерно ношение тог, мы знаем – кто усвоил это еще из курса истории древнего мира в школе, кто – из многочисленных фильмов о героях античной древности. Римлян именовали «одетым тогами племенем».

Но одной тогой, естественно, не исчерпывалось многообразие бывших в обиходе у римлян одеяний. Система одежды в Древнем Риме была разработана очень подробно и детально.

Официальную одежду составляли тога, туника – у мужчин, стола, палла и инстита – у женщин. Все это представляло собой облачения из цельных кусков ткани, без швов, драпирующиеся.

Именно такая особенность римлянами декларировалась как признак среднеземноморской культуры, городской цивилизации. Тога – это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях.

Тога – это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия – сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги.

Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой. Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более.

Предполагается, что тогу надевали следующим образом. Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед – почти до щиколотки.

Следующая треть ткани шла по спине под правую руку – ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками.

Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди.

Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.

Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.

Туника – рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае – вне дома.

Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.

Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.

Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава – как свидетельства изнеженности.

Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола – длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом – под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой.

Палла – большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита – «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы.

Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.

К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин – паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего – окрашенные, их носили поверх тоги или туники.

В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой – в отличие от лацерны).

В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами – кроеными, нередко – с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.

Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов – от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей.

Туника с капюшоном – каракалла – вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров. Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.

Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян – не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.
При подготовке статьи использована литература: Муратов П. Образы Италии. Т. 1-2. М., 1912.
Кнаббе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

История древнеримского костюма началась с простой и непритязательной формы, а закончилась необыкновенной помпезностью! Римляне любили удивлять всех своим оригинальным образом и одеждой. Например, никого не удивляло, что молодой мужчина мог облачиться в женскую тунику с разными рукавами. И уж тем более никто не обращал внимания на римских философов, неопрятно и оборванно одетых. Давайте рассмотрим, как называлась одежда древних римлян, о противоречиях которой многие историки спорят до сих пор.

Верхняя одежда древних римлян

Тога – традиционная одежда римского гражданина. Несовершеннолетние юноши носили тоги с широкими красными полосами, также такую расцветку могли носить жрецы. Повседневные тоги изготавливались из белой шерсти, без узоров и декорирования. Серый и черный цвет носили скорбящие женщины и мужчины. Триумфаторы надевали пурпурные тоги, украшенные золотой вышивкой.

Палудаментум – длинный воинский плащ, для пошива использовалась высококачественная материя красного цвета.

Палла – кусок ткани, обмотанный вокруг талии и наброшенный через плечо. Самый распространенный цвет – пурпурный, но также актуальными были желтые, белые и черные тона.

Пенула – узкая накидка без рукавов, которая застегивалась спереди. Изготавливалась из грубого полотна или шерсти. Ее можно было надевать поверх тоги.

Одежда древнего римлянина

Женская одежда древних римлян не должна была быть пестрой и яркой – считалось, что лишь продажные женщины могли носить колоритные расцветки.

Стола – длинное и свободное платье древних римлян с короткими рукавами. На талии завязывалась поясом, внизу пришивалась пурпурная оборка. Столу носили женщины только из высшего общества. Ее запрещали одевать рабыням и женщинам легкого поведения.

Для изготовления одежды римляне использовали различные материалы: кожу, шерсть, шелк, аморгосскую ткань и лен.

Что касается римской обуви, то ее существовало множество разновидностей: сандалии с ремешками, высокие кожаные сапоги преимущественно красного или черного цвета, а также богато декорированные башмачки.

Женщины обожали носить украшения. Серьги, кольца, браслеты и ожерелья – все изготавливалась из драгоценных металлов и камней.

Строгая и простая одежда древних римлян сформировалась под действием военизированного характера и рабовладельческого строя. На культуру и моду влияло богатство и роскошь одних и беднота и бесправие других.

Китайская культура – одна из самых древних в нашей цивилизации, она очень богата и разнообразна. То же касается и одежды, в том числе и древнего Китая – в то время пока в Европе были лишь кочевые племена, на Востоке была высокоразвитая империя.

Японская культура очень самобытна – все-таки на протяжении практически всего своего развития Япония была отрезана огромными морскими пространствами от всего мира, что свело к минимуму влияние других народов на нее. В связи с этим и японский народный костюм не похож ни на какой другой.

Говоря о татарском женском народном костюме, стоит учитывать тот факт, что спектр этой национальной одежды достаточно широк, поскольку есть разные подгруппы татар, у которой национальная одежда может немного отличаться. Но в основе самого костюма лежит древняя форма тюркской одежды.

Орнамент, как часть украшения русского народного костюма, всегда был больше, чем просто украшением. У него был и более глубокий смысл – это был оберег, и каждому виду орнамента соответствовал свой, строго определенный обережный посыл.

Желание привлекать внимание к своей персоне, материальному и социальному статусу, вкусовым качествам с помощью одежды отнюдь не веяние современности, ведь данная тенденция наблюдалась еще в Древнем Риме.

Какова одежда жителей Древнего Рима?

По данным полученным при археологических раскопках можно сделать выводы, что в одежде жителей Древнего Рима хорошо прослеживалась классовая дифференциация, а также отличия между женскими и мужскими нарядами. Так слабый пол длительное время отдавал предпочтение древнегреческим костюмам, в то время как мужчины надевали римские тоги и плащи. Тога считалась парадной одеждой состоятельного римлянина, в которой появлялись на официальных мероприятиях, таких как общественные игры, жертвоприношения и другие не менее важные события.

Большой популярностью в Древнем Риме пользовалась туника, которая выполнялась из льна и шерсти. Ее длина и цветовые решения варьировались в зависимости от классовой принадлежности и пола. Туника с рукавами и длиной до щиколотки считалась одеждой для женщин в Древнем Риме. Мужская туника доходила до колен, а воины и путешественники предпочитали вовсе короткие одеяния. Право носить тунику белого цвета было лишь у состоятельных граждан, пурпурные вертикальные полосы – привилегия сенаторов и всадников.

Характерной одеждой женщин Древнего Рима, считалась стола – туника с короткими рукавами и множеством складок, подвязанная поясом. Как правило, выполненная в светлых оттенках с пурпурной оборкой внизу.

Яркий примером верхней одежды в Древнем Риме стала палла – плащ, представленный в виде куска мягкой ткани перекинутой через плечо и обернутой на талии. По своему виду и крою паллы разделились на несколько групп:

  • пенула – узкий плащ без рукавов;
  • кукуль – короткая накидка с капюшоном;
  • лацерна – открытый спереди плащ длиною до колен, застегивающийся фибулой на плече.

Со временем мода в Римской Империи начала проявлять свою изменчивость и на смену столе и верхней одежде – палле пришли далматика и колобиум. К тому же вошли в обиход цветовые композиции, орнаменты, шелковые материи.

Одежда Древней Руси отличалась ни с чем не сравнимым стилем, простотой и, в то же время, женственностью и элегантностью. Многочисленные предметы гардероба, предназначенные для разных событий, позволяли женщинам того времени ощущать себя самыми красивыми.

Восьмидесятые годы прошлого столетия в нашей стране ознаменовались многими переменами. В том числе и бурным развитием моды, особенно в конце десятилетия. Чем же порадовала отечественная мода 80-х годов? Давайте вспомним вместе.

Многие современные модницы, особенно из молодого поколения, ошибочно считают, что в Советском Союзе моды не было. Конечно же, это не так. Естественно, что она развивалась не так бурно, как в Европе, но все же была, и тоже оказывала свое влияние на европейскую моду.

Мода Чикаго 30-х годов сегодня снова обрела невероятную популярность. Вечеринки и корпоративы в стиле Чикаго устраивают все чаще и чаще. На модные подиумы выходят модели в нарядах в стиле Чикаго. Чем же он так привлекателен, этот стиль?

Мужской костюм в Древнем Риме

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, — из легких шелковых разноцветных тканей — иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» — верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ — «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Костюм римских воинов

Обувь в Древнем Риме

У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии — «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги — «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор — черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Украшения в Древнем Риме

Вторым по важности, после тоги, элементом одежды Древнего Рима была туника. Туника представляла собой тонкую шерстяную рубаху с короткими рукавами или совсем без них.
Обычно ее носили с поясом и появляться вне дома неподпоясаным считалось ужасно неприличным. Исключение тут составляли только рабы и ремесленики за работой.

Римляне очень много внимания уделяли внешнему виду и часто регламентировали ношение одежды до самых мелких подробностей. Носить тунику нужно было так, чтобы спереди она спускалась чуть пониже колен, а сзади доходила до коленного сгиба.
Спускать значительно ниже было «по-женски», что мужчине не приличествовало, а поднимать выше, (это называлось «носить, как центурионы», которые в «приличном» римском обществе часто служили объектами шуток из-за своей неотесаности) было и вообще признаком крайне дурного тона.

Виды туник

Среди достаточно обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленики и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием «clavus«. У сенаторов полоса была одна и широкая — «laticlavia«, а у всадников две, но узкие — angusticlavia.

Особую тунику надевал триумфатор — она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.

Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Мы можем видеть такой тип одежды на древних изображениях — два куска ткани — спереди и сзади, скрепленые на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.

Рукава и римская мораль

Когда же во времена поздней республики в широкий обиход вошли кроенные, подогнанные по фигуре и аккуратно сшитые туники, многие римляне воспринимали их как нарушение древних традиций. Особо поборников закона предков возмущало нововведение — рукава. Были даже целые аристократические семейства, членам которых ношение кроеных туник просто запрещалось!
Представляете, что случилось после восточных походов II века до Р.Х. когда в Рим проникли туники с длинными рукавами? Правильно — еще в течение двух столетий они воспринимались верхом изнеженности и развращенности.

Развитие туники

Однако постепенно взгляды менялись. Туники вошли во всеобщее употребление, а иные римляне стали одевать и по несколько туник сразу — одна на другую.
Как правило нижнюю тунику, одеваемое на голое тело, называли subucula, или tunica interior, т.е. «внутренняя».
Сам Октавиан Август, который вошел в историю ещё и как ревностный борец за чистоту нравов, зимой носил четыре туники и шерстяную тогу, по причине слабого здоровья.

Вместе с длинными рукавами, пришел и галльский обычай выпускать из-под верхней туники рукава нижней и оторачивать их мехом.
Уже в 180-х гг. от н.э. обычай этот распространился настолько, что даже на статуе императораКоммода, он изображен в тунике с длинными рукавами.
Ещё немного позже у туники появился капюшон, и она стала называться «caracalla«. Эта одежда была столь вопиюще чуждой истинно-римской культуре, что первые христианские монахи, видящие в империи всё зло мира, стали использовать её практически в качестве униформы, которую и по сей день носят некоторые ордена.

Выложил — Мэлфис К.
Источник — компиляция из разных источников

Простое население Рима — рабочие, ремесленники, крестьяне и рабы, обычно носили одежду преимущественно коричнево-желтых цветов некрашеной овечьей шерсти, да темные, не маркие туники. Чистые цвета здесь практически не встречались.

Более богатые граждане могли позволить себе ткани, окрашенные натуральными красителями красного, фиолетового, зеленого и реже, синего цвета, которые в то время стоили баснословно дорого и завозились издалека.
Однако стремление выставить своё богатство напоказ, выражавшееся в злоупотреблении яркими, кричащими цветами и тканями, всегда порицалось в обществе. Примером чему служат например спесивые и наглые литературные персонажи, главным цветом одежды которых является красный.
Осуждалась также пестрота костюма, воспринимающаяся как противоположность римскому вкусу и традициям, как нечто варварское.

Цветовое «деление» римлян

Приверженность традициям, столь свойственная римскому обществу, ко всему, разделяла цвета костюма по принадлежности к определенном группам. Так например зеленый цвет считался чисто женским и если мужчина не взирая на это продолжал носить одежду этого цвета, он таким образом заявлял о своих «зеленых нравах» (galbini mores), что в те времена было равнозначно тому же, что нынче называют — «голубыми».

Оранжевый цвет, цвет покрывала невесты, так же не приличествовал мужчине — позволить себе так одеваться могли только развращенные и изнеженные индивиды. В отношении женщин, никаких «цветовых» ограничений не существовало.

Сенаторы и магистры ярко выделялись в толпе за счет своих снежно-белых тог, хорошо различимы были и жрицы-весталки, одеяние которых очень напоминало средневековое одеяние монаха: на голову, обвитую шерстяными, в форме валиков повязками — infulae, надевалось головное покрывало спадающее на плечи. Картину дополнял круглый медальон — bulla на груди, и белая туника подпоясанная веревкой.

Одежда других жрецов и жриц практически повторяла обычную городскую одежду римлян, на небольшими различиями.
Например фламины носили островерхую шапочку, в которую была воткнута оливковая веточка с шерстинкой, а фламиники (соответственно жены фламинов) — особую пирамидальную прическу, причем волосы в ней были переплетены пурпурной шерстяной лентой. В их головной платок также втыкалась веточка гранатника.

Как уже упоминалось, основным материалом для одежды в древней Италии была шерсть, из которой ткали и туники, и тоги, и плащи. Шерсть очень удобна — она плохо пропускает влагу, но хорошо сохраняет тепло, тем более в южной Италии коз разводили повсеместно.

Лен в Италии также был очень распространен, однако он в основном шел на паруса и тенты обеспечивающие защиту от дождя. Делали из него и различные ловчие сети.
Льняную одежду носили жрецы Исиды, и женщины идущие в её храм. Широкое распространение ткани из льна получили только в эпоху поздней империи.

Косские одежды и китайский шелк

В I в. до н.э. римляне познакомились с «диким шелком», и одеждами из него, которые с давних пор изготавливали жители острова Кос. По месту производства, такая одежда называть «косской».

Легкие, расшитые золотыми нитями, эти пурпурные одеяния встретили бурный восторг у римских «модниц» и такие же бурное негодование в остальном римском обществе — «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» (Сенека).

Однако буквально через 100 лет после появления «косских» тканей, в Рим стали привозить и настоящий, китайский шелк, почти мгновенно вытеснивший «конкурентов» с рынка.
Этот шелк был очень дорог, настолько, что для ухода за ним наиболее богатые женщины стали заводить специальных рабов, а сами ткани распускались и ткались заново, но уже с вплетением в них льняной или хлопковой пряжи.

«Полушелковая» материя быстро вошла в моду — даже не смотря на бытовавший одно время запрет её ношения среди мужчин, и долго ещё оставалась в цене — практически до III в. н.э., когда чистый шелк смог наконец получить в Риме широкое распространение.

Выложил — Мэлфис К.
Источник — Компиляция из разных источников

Когда времена республики, а вместе с ней и тоги, стали отходить в прошлое, одним из самых распространеных элементов одежды римского гражданина, стал плащ.
Такие плащи — pallium — представляют собой упрощенный греческий гиматий — простой кусок мягкой ткани, набрасываемый на плечо и оборачиваемый вокруг талии.
Однако слово pallium, вскоре стало означать не отдельный экземпляр, а тип плащей, которые просто надеваются на себя, а не оборачивают вокруг тела, подобно тоге.

Интересно, что в Древнем Риме применялось столько типов и разновидностей плащей, что даже в записях современников нередко можно наблюдать плохое знание предмета разговора. Для простоты все они разделены на три большие группы:
1) кукуль — короткая, доходившая до середины спины накидка с капюшоном, называемая ещё «плащевидным капюшоном».
2) пенула
3) лацерна.

Пенула — это узкий плащ, застегивающийся спереди, иногда одеваемый через голову. Его можно откинуть назад, однако это во-первых трудно сделать, а во-вторых просто неудобно.
Цицерон например, утверждая, что Аний Милон не мог напасть на Клодия, приводил в качестве доказательства то, что на нем в этот момент была пенула, которая держала его «как в сетях».

Были, также, и пенулы с рукавами или с отверстиями, в которые просовывались руки — такой плащ отлично подходил например для рабов связаных с транспортировкой грузов. Материалом для такой пенулы служило грубое сукно, а иногда и кожа.

Лацерну часто одевали поверх тоги — во-первых для сохранения тепла, во-вторых, чтобы предохранить последнюю от грязи и пыли римских улиц.
Иногда эти плащи так и называли — «охранителями тоги».

Однако этим список вовсе не исчерпывался, например в I в. в империи вошло в обычай переодеваться к обеду в особую одежду, так и называвшуюся «обеденной», которую чаще всего называли synthesis.
Под этим словом понимается набор одинаковых предметов, в данном случае — набор разноцветных ярких плащей, которые во время обеда, меняли иногда по нескольку раз.
Рассказывают, что поэт Марциал даже издевался над одним богачом, который одиннадцать раз вставал из-за стола, чтобы надеть новую synthesis.

Выложил — Мэлфис К.
Источник — Компиляция из разных источников

Большинство своих костюмов древние римляне заимствовали у ещё более древних народов.

Греческий хитон у римлян превратился в тунику. А этрусский плащ тебенна получил гордое имя тога.

История костюма и мода в Древнем Риме

Что же касается короткой тебенны, то у римлян она, став тогой, значительно удлинилась. «Одетое тогами племя», — называл своих сограждан Вергилий, а римские комедии получили название «тогата» — по одежде самих комедиантов. Первоначально это была уличная одежда унисекс, которую также охотно использовали в качестве одеяла. Однако вскоре тога превратилась исключительно в мужской костюм. В республиканском Риме носить её могли только свободные люди и только граждане Вечного города. «Понаехавшие» ни при каких обстоятельствах не имели на то права.

Тоги изготавливали из чистой овечьей шерсти, что было весьма предусмотрительно в условиях итальянского климата, жаркого летом, но промозглого зимой.

История костюма и мода в Древнем Риме

В 18-м веке французский актёр Франсуа Тальма, изображая древнеримских героев, всего лишь закутывался в простыню. На самом деле тога имела довольно сложный крой: в виде то части эллипса, то сегмента круга. Точно так же варьировались размеры ткани. Например, на рубеже республиканского и императорского периодов истории Древнего Рима размеры тоги составляли почти шесть метров в длину и два в ширину. Иногда длина тоги достигала восьми метров, что превращало одевание в довольно утомительную процедуру. Друзья Катилины, в высшей степени аморального гражданина, носили тоги, которые за их размеры современники называли «парусами».

Надеть тогу самостоятельно было невозможно. Если скромный республиканский консул Луций Цинциннат, предпочитавший сельскую жизнь, довольствовался самой простой тогой, которую он мог надеть с помощью жены, то позднее римский гражданин просто вынужден был держать одного-двух рабов для ежедневного туалета. Специально обученные искусству надевать и драпировать тогу рабы назывались вестиплики.

Чтобы складки лежали красиво, к низу тоги иногда пришивали грузики. Живописные складки и эффектные драпировки тоги, то полностью скрывавшей руки, то обнажавшей одну из них, то предоставлявшей свободу обеим, придавали этой однотипной одежде большое разнообразие, определяли разные её фасоны и составляли собственно мужскую моду в Древнем Риме.

Но тогу мало было надеть, её ещё нужно было уметь носить, а кроме того — оберегать от постороннего вмешательства. Соперник Цицерона оратор Гортензий, слывший настоящим модником, подал в суд на обидчика, который в сутолоке римской толпы «разрушил сооружение его тоги».

История костюма и мода в Древнем Риме

В зависимости от цвета тоги можно было определить возраст и статус римского гражданина. До совершеннолетия, наступавшего в 15−16 лет, мальчики носили toga praetexta — с пурпурной полосой по краю. В претексту также одевались римские чиновники — курульные магистраты. Причём выделялись преторские, консульские и сенаторские претексты, так что вполне можно говорить о существовании в Риме гражданской униформы. Римских чиновников и хоронили в тех же официальных одеждах.

Тога trabea с несколькими пурпурными полосами или же целиком пурпурного цвета предназначалась жрецам-авгурам и консулам во время торжественных церемоний. Наконец, полководцы-триумфаторы и позднее — римские императоры имели право на торжественную пурпурную тогу picta, расшитую золотом.

Обычная тога взрослого римлянина toga virilis (мужественная) должна была быть белого цвета, отчего её также называли toga pura или toga alba. В случае траура белую тогу меняли на тёмную — pulla. Претенденты на те или иные должности перед состязанием меняли её на особо отбелённую тогу сandida (кандидатскую). В качестве мыла и отбеливателя римляне использовали мочу, собранную в общественных туалетах. Заявление императора Веспасиана «Деньги не пахнут» касалось вовсе не платы за пользование уборными, а введённой им в 74 году н. э. платы за урину из туалетов, взимавшуюся с римских портомоев.

Римляне, чем дальше, тем больше тяготились необходимостью носить огромную и дорогую тогу, знак их гражданских свобод, предпочитая более практичную одежду греков или соседей-варваров. Август, встретивший как-то целую толпу горожан в греческих плащах, повелел не пускать никого без тоги на форум или в цирк. Так он ввёл понятие дресс-кода, но не смог защитить тогу от дальнейшего пренебрежения.

За время существования римский уклад жизни постоянно изменялся. На создание одежды в Древнем Риме влияли греческие традиции. В поздний период в связи с проведением регулярных военных кампаний одеяние римских граждан значительно изменилось. Какие элементы были присуще одежде и из каких элементов состоял гардероб римлян?

Одежда граждан Древнего Рима

Качество одежды и расцветки указывали на положение в обществе и финансовое состояние. Мужская часть населения носила тоги из овечьей шерсти. Одежда пурпурного цвета характеризовала человека как победителя в военных сражениях. Черное или серое одеяние указывало на траур.

Ткани в Риме изготавливались из материалов, привезенных с Востока. Овечья шерсть в зимний период и шелк и льно в теплые месяцы собирались в драпировки и напоминали по виду греческие свободные туники. Позднее в моду вошли плотные ткани, выделяющие силуэт. Тоги специальных расцветок были приняты для юношей и служителей церкви.

Тога представляла ткань, вырезанную в полукруглой форме. Ее перекидывали через левое плечо. Тога образовывала множество драпировок. Подобная форма одежды была неудобной для повседневной носки, поэтому на смену тоге пришли более свободные одеяния.

Цвета верхней одежды граждан Древнего Рима также изменялись на протяжении всей истории цивилизации. Принятый в повседневной жизни белый стал восприниматься со временем как праздничный. В будни римляне одевали платья с вышивками геометрическими узорами ярких цветов. Позволить такую одежду могли лишь состоятельные граждане.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужчины одевали в теплое время туники разной длины и цветов. Их покрой напоминал греческий. Стандартным размером считалось полотно до колен. Просторные рубахи и туники одевались через голову и подпоясывались. Рукава были присущи женской одежде.

Верхняя мужская одежда в Древнем Риме

  • Калцеус — одевалась на улицу с платьем.
  • Калиге — была характерна для армии, скреплялась медными гвоздями.
  • Калцеус Патрикий — сандалии с поперечными ремнями.
  • Соле — использовалась для дома.
  • Перо — обувь с открытой пяткой и закрытой ладыжкой для повседневного ношения.

Женская одежда Древнего Рима

Выходя на улицу женщины в Риме одевали плащи, полностью скрывающие фигуру — паллу. Одеяние спускалось свободно или подчеркивало талию с помощью пояса. Цветовая гамма была разнообразной, основная ткань — тонкая шерсть.

В повседневной жизни римлянки носили длинные приталенные туники с короткими рукавами со складками. Подол укарашался цветными лентами и кружевом. По мере роста благосостояния империи в обиход пришли столы. Носили их замужние женщины из высшего общества.

Невесту принято было наряжать в ярко-красное платье поверх туники. На голову накидывали цветную вуаль. В будни приняты были вещи золотых, зеленых, серых и голубых цветов.

Нижнее белье выглядело как набедренная повязка. Поверх него одевалась свободная туника. Шляпы и другие головные уборы практически не использовались. Римляне следили тщательно за волосами и создавали разнообразные прически.

Обувь римлянок изготавливалась из мягкой ткани. Сандали украшались лентами, драгоценными металлами и камнями.