Если вы считаете, что некоторые из ваших вещей уже отслужили своё и обветшали, то вам стоит посмотреть на то, что учёным удалось откопать из глубин истории. Согласно результатам исследований, проведённых на вшах, люди начали носить одежду приблизительно 170 000 лет назад. Возраст самых древних волокон, которые использовались людьми, составляет приблизительно 34 000 лет. Учитывая тот факт, что одежда как правило изготовляется из органических материалов, таких как кожа и сукно (которые быстро ветшают), в мире существует совсем немного древних предметов одежды и аксессуаров. Ниже представлены десять самых старых предметов одежды из древности, большинство из которых узнаваемы и по сей день.
Эта находка подтверждает заявление о том, что неандертальцы были не глупыми пещерными людьми, а частью сложного, разумного общества, в котором присутствовали религия и искусство. Исследователи говорят, что по всей вероятности когти были выбраны для церемониальных целей, что демонстрирует тот факт, что неандертальцы понимали понятие символизма. Учитывая тот факт, что это украшение относится к периоду примерно 80 000 лет до появления современных людей, неандертальцы просто не могли украсть или скопировать этот дизайн.
До этой находки самым древним украшением в истории были ракушки, найденные в Израиле и Африке, возраст которых составляет приблизительно 100 000 лет. Ракушки были найдены далеко от побережья и носили свидетельства их использования в качестве бусин, нанизывавшихся на какую-либо нить.
Ну, а самый древний кожаный башмак был обнаружен в пещере Арени-1 (Areni-1) на юго-востоке Армении в 2010 году. Башмак, которому по подсчётам около 5 500 лет, является коричневым кожаным ботинком на шнуровке на небольшую правую ногу (примерно 37 или 38 размера). Это позволяет предположить, что этот башмак женский. Исследователи говорят, что башмак был вырезан из цельного куска кожи, выдубленной с применением растительного масла, и подогнан под ногу, которая должна была его носить. Кроме того, башмак был набит травой, либо в качестве утепления, либо для того, чтобы он не потерял форму, пока его не носили.
Однако учёные не думают, что корону носил настоящий правитель этой области. Они предполагают, что корона использовалась для публичных церемоний и во время похоронных обрядов для важных людей. Также совсем непонятно как корона и остальные сокровища оставались в пещере в пустыне на протяжении стольких веков.
Учёные были в восторге, обнаружив в Арени-1 помимо юбки и башмака мумифицированного козла, который относится к тому же периоду, что и юбка. Если подсчёты учёных верны, то мумия армянского козла приблизительно на тысячу лет старше большинства мумифицированных животных, обнаруженных в Египте.
Платье было изначально найдено в 1913 году, однако значимость находки не была понята вплоть до 1977 года. Туника была частью кучи льна, который был извлечён из могилы, но не был качественно очищен или исследован в течение 60 лет. Хранители в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне прикрепили платье к основе из тонкого шёлка, чтобы его можно было показывать так, как его носили в реальной жизни.
Пустыня, окружающая некрополь Янгхай помогла сохранить огромное количество тонкого текстиля и тканей. Там также были найдены такие вещи, как цветные ботинки из овчины, шляпы с перьями, юбка с бахромой и крошечная набедренная повязка.
На месте раскопок было обнаружено огромное количество артефактов из поселений Каменного и Бронзового века. Среди них были каменные стулья, костяные пуговицы и янтарное ожерелье. Исследователи также обнаружили более позднее захоронение женщины (примерно 50 года до нашей эры) примерно с 450 граммами золотых украшений.
Свитер выглядит хорошо сохранившимся и за ним очевидно хорошо смотрели, так как он был два раза зашит. Он также может быть одним из самых старых примеров вторичного использования – некоторые учёные предполагают, что изначально он был безрукавкой, а рукава были добавлены во время второй починки. В леднике было обнаружено более 50 фрагментов текстиля, многие из которых до сих пор проходят определение возраста и анализ. Исследователи считают, что глобальное потепление приведёт к обнаружению более древней одежды и аксессуаров в ближайшие годы.
Некоторые наблюдатели назвали их «инопланетными носками» или «носками для омаров». Это вязаные шерстяные носки ярко-красного цвета с отдельным большим пальцем, что по мнению учёных делалось для удобной носки с сандалиями. Они считаются очень редким экземпляром вязки, известной как «Nålbindning» или вязания одной спицей – что описывается как очень медленная техника, больше похожая на вышивание, чем на современное вязание. Оно начинается с обвязывания большого пальца и заканчивается на щиколотке.
В горе одежды были также обнаружены несколько пар на удивление современно выглядящих трусов, которые носились мужчинами, а не женщинами. Если вам интересно как бы на вас смотрелся самый древний в мире бюстгальтер, то вы сможете сшить свою версию, посмотрев на его выкройки в интернете.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одежда – это предмет быта, который используется человеком с самых древнейших времен. Считается, что Homo sapiens начал одеваться от 80 000 до 170 000 лет назад. Интересно, что некоторые привычные нам предметы гардероба имеют невероятно древнюю историю. В некоторых случаях самые старые найденные археологами образцы не сильно отличаются от современных.
Носки
Этот предмет одежды описан еще Гесиодом. По словам поэта, в VIII веке до нашей эры древние греки носили на ногах нечто похожее на современные носки, назывались они «piloi» и были сделаны из спутанных волос животных. Одни из самых старых носков, найденных археологами, относятся к гораздо более позднему периоду – IV-V веку нашей эры. Эта пара, удивительно хорошо сохранившаяся, была раскопана в могильнике древнегреческой колонии, расположенной в центральном Египте. Носки предназначались для ношения с сандалиями, поэтому имеют разделенный на две части носок. Кстати, к 1000 году н. э. носки в Европе стали символом богатства и носили их только дворяне, простые люди обходились портянками.
Штаны
Самый древний образец этой одежды, обнаруженный археологами, датируется примерно X веком до н.э. То есть самым старинным брюкам на свете уже три тысячи лет. Эта находка была сделана при раскопках захоронения Янхай в Китае. Ученые считают, что в древности брюки стали распространяться как удобная одежда для верховой езды и воспринимались греками и римлянами как одежда варваров.
Платье
Старейшее платье, известное сегодня, имеет возраст более 5 тысяч лет. Этот образец, называемый «платье Тархан» был найден в 1900-х годах в египетской гробнице. Достоверно определить его возраст удалось только в 2016 году с помощью современного анализа. Найти хорошо сохранившийся образец древнейшей одежды – огромная удача для археологов, поэтому данное платье является уникальным источником данных для исследователей. Ученые предположили, что оно предназначалось для молодой стройной девушки из богатой семьи, так как модель украшена многочисленными складочками, на рукавах была сделана сложная плиссировка, в общем и современная модница, вероятно, была бы довольна. О длине платья говорить сложно, та как юбка, к сожалению, не сохранилась.
Бюстгальтер
История этого предмета женского туалета также насчитывает несколько тысяч лет, известно, что нагрудные повязки носили еще женщины в древних царствах — Египте, Греции и Риме. Ученые считали, что в средние века в Европе этот удобный аксессуар был забыт, его заменили тяжелые и жесткие корсеты. Тем большим было удивление специалистов, когда в 2012 году в австрийском замке Ленгберг, расположенном в земле Тироль, археологи обнаружили самый древний сохранившийся бюстгальтер. Это изделие датируется примерно серединой XV века, и его крой удивительно похож на современный.
Обувь
Обычно «добычей» археологов становятся предметы быта, изготовленные из камня, керамики или металла. Любые другие природные материалы – дерево, трава и ткань в обычных условиях не хранятся больше нескольких сотен лет, поэтому находки древнейших образцов волокон всегда являются очень ценными. Пещера Форт-Рок на территории штата Орегона в США преподнесла ученым настоящий подарок. Под слоем вулканического пепла археологи нашли «законсервировавшиеся» и сохранившиеся благодаря уникальному стечению обстоятельств многочисленные образцы сандалий, сплетенных из коры полыни. После проведения радиоугольного анализа исследователи испытали настоящий шок – находке было не меньше 10 тысяч лет!
Сандалии, сплетенные из полыни, возрастом в 10 тысяч лет – самый старинный образец обуви, найденный археологами
Так что эти плетеные «тапочки», очень напоминающие русские лапти, на сегодняшний день являются самыми старыми образцами обуви. Удивительно, что изготовлены они из такого непрочного материала, но при этом пережили тысячелетия. Образцы самой старой кожаной обуви, найденные в пещере Арени-1 на юго-востоке Армении, почти в два раза «моложе», им приписывают возраст 5,5 тысяч лет.
Украшения
Судя по этой находке, украшать себя люди начали раньше, чем носить одежду. Самый старинный предмет, который, по заключению экспертов, древние люди надевали на себя для украшения, — это набор орлиных когтей, обнаруженный в 2015 году при вскрытии древнего могильника в Хорватии. Когти явно имеют следы полировки, на них есть порезы и выемки для натяжения, все это говорит о том, что перед нами – старинные украшения, которые, скорее всего, соединяли в ожерелье или браслет. Возраст их удивил исследователей – находка пролежала в земле примерно 130 тысяч лет! До этого открытия самыми старыми считались просверленные ракушки, найденные в Израиле и Африке, им примерно 100 тысяч лет.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Яркие костюмы русской праздничной одежды сохраняли традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. Были в русском народном костюме и девичьи венцы, которые напоминали царские короны, и расшитые жемчугом кокошники, которые передавались по наследству, и понева для замужних женщин и самые разнообразные сарафаны. О праздничной традиционной русской одежде и пойдёт речь в нашем обзоре.
Сборник
Женский головной убор сборник. Центральная Россия. Конец XVIII в. Парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.
Сборниками на Руси называли группу женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень. Этот гребень не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.
У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.
Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.
Понева
Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.
Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.
Рубахи
Уральские казаки свято чтили свои старинные порядки и придерживались традиционного быта вплоть до начала XX века. Распространялось это и на одежду. Женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.
Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники
Сарафаны
Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, — из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.
Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.
Душегрея
Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.
Продолжая тему русского национального костюма нельзя не вспомнить про Кокошник — забытую корону русских красавиц .
Мода на одежду в Древней Руси значительно отличалась от современной.
Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому %древнерусские наряды% имели вышивку в виде Свастики, Инглии, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.
Верхняя одежда
Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе. Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.
Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.
На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.
Славянский костюм женский
Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.
Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.
Древнерусский мужской костюм
Мужчины Древней Руси предпочитали носить шерстяные вещи, которые запахивалась. Поверх надевался кожаный ремень. Ткань шерстяная крупной вязки. Штаны были широкие, подвязывались на поясе, на коленях и на щиколотках. Отдавали предпочтение шерстяным и холщовым штанам.Князья и бояре носили по двое штанов.Шили одежду специалисты-ремесленники. Но большая часть населения, в том числе и зажиточная шили сами. Ворот мужского древнерусского костюма всегда был низкий. Крой рубахи у всех был одинаков. Будь то князь или крестьянин. Отличало древнерусский мужской костюм разных слоев качество ткани,наличие украшений и количество надеваемых рубах.
В поясе всегда прикреплялась калята. Раньше так называли кошелек для денег.
Древнерусские головные уборы
Мужские головные уборы
Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.
Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.
Женские головные уборы
Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.
Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.
В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.
Крестьянская одежда на Руси
Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. Крестьянский кафтан назывался армяк. Его надевали поверх тулупа, полушубка. Он состоял из воротника и запахивался.Крестьянская шуба – доха. Шуба состояла из кожи, меха животного, которую крестьянские женщины шили сами своим мужьям, детям и себе. Себе женщины шили душегрейку, которая представляла собой теплый полушубок. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху.Мужчины-крестьяне носили сермягу. Сермяга – полотняный плащ. Шили его из сукна.Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.
Что такое сорока одежда в Древней Руси?
Сорока – это старинная одежда на Руси, которую могли носить как материально обеспеченные люди, так и крестьяне. Представляла собой чехол из бархата, ситца или кумача. Надевалась сорока поверх зимней верхней одежды (полушубка, плаща, кафтана). Согревала в морозные дни, метель.
Свадебный наряд в Древней Руси
Женский свадебный наряд
Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевром. Это не обязательно белое платье и белая фата как сегодня. Шили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передовался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Делился наряд на довенчальный и послевенчальный.Довенчальный наряд невесты представлял собой длинное до пола платье с рукавами в темных тонах. Это было традицией в Древней Руси,потому что считалось, что девушка хоронит свою молодость и переходит во взрослую жизнь. Послевенчальное платье было красивое, яркое, настоящее произведение исскуства. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата.
Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышывали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм. Часто свадьбы проводили на покров, поэтому у невесты обязательно поверх свадебного платья надевали дорогую шубу с мехом.
На голове обязательно красивый длинный платок, кокошник. На второй день после брачной ночи, невесте надевали на голову кику, которая означала, что теперь она не девушка, а замужняя женщина.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную камнями, бисером, жемчугом, тесьмой.
Мужской свадебный наряд
Мужской свадебный наряд состоял из рубахи и штанов. Обычно костюм жениха был белого цвета с красной вышивкой, узором, что символизировало счастье, плодородие в будущем браке. Рубаху жениху шила будуща жена.Штаны жениха были полосатые, широкие, сшитые из сукна, с карманами. Из кармана всегда выглядывал кусочек ситцевого платка, который невеста дарила будущему мужу перед свадьбой. Это тоже было свадебной традицией в Древней Руси. Свадебный наряд дополнял широкий красный пояс из атласа, ситца, а также меховая шуба или кафтан.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Работать, спустя рукава» – происхождение этой поговорки напрямую связано с русским национальным сарафаном. Очень длинный, практически полностью прикрывающий тело наряд изначально был далеко не женской одеждой, а мужской. Первые свидетельства того, что русский сарафан стал использоваться слабой половиной, появились только к началу 17-го столетия. Еще Петр I пытался лишить так полюбившуюся в народе деталь одежды национального статуса. Но сарафан выстоял, и даже сегодня, спустя века, эта составляющая гардероба пользуется спросом у женщин по всему миру. Русским народным нарядом вдохновляются и первые признанные кутюрье, вводящие аутентичный сарафан в показы своих коллекций.
Откуда пришел сарафан
Родное для нашего уха слово «сарафан» имеет отнюдь не русское происхождение. Самое распространенное мнение лингвистов состоит в том, что корни тянутся к иранскому созвучному слову, которое переводится как «одетый с ног до головы». Но есть еще несколько этимологических теорий, объединенных идеей заимствования из восточных либо азиатских языков. Слово «сарапа» есть и в персидском языке, которое, впрочем, трактуется подобно иранскому. Не снимают со счетов ученые и индийское «сари», означающее «отрез ткани».
При достаточной смысловой равноценности доподлинно неизвестно, какое из слов проникло в русский язык раньше, а потому и вопрос о заимствовании остается открытым. Ясно то, что ставший русским национальным символом сарафан имел заморское родоначалие, а к нам пришел с налаживанием торговых связей с другими государствами. И хотя сарафаны на Руси были известны с конца 13 века, носить их стали только к 15 столетию, позволив этой одежде навсегда прорасти в русский быт.
Мужской наряд
Изначально это полуплатье в пол носили вовсе не прелестные барышни. Сарафан был элементом исключительно мужской одежды. Часто строгие прямые сарафаны из крепкого льна можно было увидеть на воеводах. Прообразом этого элемента гардероба считается оформившееся в России XII века одеяние в форме трапеции с длинными откидными рукавами. Носился такой наряд лишь в кругу очень богатых людей, как правило, князей. Шился он из парчи, бархата, шелка, надевался поверх рубахи.
Свисающие удлиненные рукава стесняли человека при выполнении какого-либо дела. Отсюда и известная поговорка о работе спустя рукава. Через какое-то время такое платье дошло до боярских кругов, а еще позже его переняли монашествующие. Сарафан полюбился всем слоям населения к 15 веку, но только в начале 17-го одевающиеся через голову безрукавные платья начали носить женщины.
Характер сарафана и принципы носки
В каждом отдельном регионе узнавался свой почерк национального костюма. Простолюдины, разумеется, позволить себе цельные парчу и бархат не могли. Нужда и зародила в кругах русских рукодельниц вышивку с золотом, украшение сарафанов и рубах к ним цветной отделкой и вышивкой лентами. Костюм, сшитый и оформленный по всем традициям, стоил недешево. В южной России сарафан вошел в обиход лишь в 19 веке.
На тот момент самым модным по всей стране считался так называемый «круглый» сарафан. Он еще назывался «москалём» и «москвичом». А веком ранее в русском обществе популярным слыл «распашной» или же «косо-клинный» фасон. Вверху он был максимально узким, а к подолу значительно расширялся. У самых щедрых модниц ширина низа в расправленном виде достигала 8 метров. Сарафаны украшались кружевами в золотых и серебряных тонах. Поверх платья принято было пришивать множество пуговиц – до пары десятков на одну единицу одежды. Зажиточные люди шили сарафаны из парчи, тафты, узорного шелка, штофа, бархата, украшая подол мехами. Такие поистине предметы рукодельного искусства передавали по наследству от матери к дочерям, и тогда сарафан становился семейной реликвией.
Существовали и правила носки сарафанов. Надевали эту одежду поверх одной или нескольких рубах (нижней и верхней), для достижения округлой формы поддевались несколько нижних юбок. Молодые девушки любили щеголять в сарафанах красных оттенков, зрелые женщины отдавали предпочтение синим, коричневым и черным. Красным был и свадебный сарафан невесты, который в зависимости от региона отличался орнаментами вышивок. Наряд этот обязательно подразделялся на повседневный и праздничный. А уже торжественный сарафан в зажиточных гардеробах имел свое назначение: рождественский, пасхальный, венчальный.
Европейские влияния
Век национального сарафана попытался было оборвать Петр I, который целенаправленно боролся за внедрение в России европейских ценностей. И молодого реформатора мало заботило то, что он лишает русскую культуру ее самобытности. Государь взял и отменил сарафан. Запрет коснулся не только конкретно этого вида одежды, но и распространялся на продажу вещей с русским характером. Отныне не полагалось носить высокие юбки, традиционные пальто и полушубки. Тем, кто ослушается, вменялись внушительные штрафы.
По этой причине в петровскую эпоху традиционный костюм все меньше использоваться в народе. Бедные оставили за собой право носить грубую льняную одежду. А сарафан, как таковой, позволялся лишь попадьям. Но уже с воцарением Екатерины II платье без рукавов возвращается в моду. Сама императрица являлась на маскарады и костюмированные балы в традиционных русских нарядах. Ее можно было встретить в роскошном сарафане в дуэте с расшитым драгоценностями кокошником. Такая тенденция настолько полюбилась в высших имперских кругах, что Николай I даже составил специальный указ, которым обязывал придворных дам облачаться в платья, созданные по лекалам традиционного сарафана.
Не сдает культурных позиций сарафан и в сегодняшней моде. К русским сарафанным образам в подготовке высоких показов обращались модные мэтры Валентино, Ив Сен-Лоран, Гуччи и т. д. В российских же границах национальный сарафан неизменно используется не только как концертный наряд, но и любительницами аутентичного русского стиля.
Женщины-фотографы были большой редкостью на заре этой профессии. Так, Марии Мрозовской удалось снимать самого царя и его семью.
Эта древняя одежда мужчин была найдена археологами Китая во время раскопок Янхай. Такие шерстяные брюки вероятно надевали для удобства во время верховой езды или, возможно, считали одеждой варваров.
Самая древняя обувь в мире возрастом 5500 лет.
Этот артефакт обнаружен в одной из пещер Армении. Материл правого ботинка без подошвы – цельный кусок коровьей шкуры в составе которого трава. Вероятно, она согревала ступни ног или была основой для сохранения целостности обуви. Ботинок 37 размера больше всего подошел бы лицам мужского пола.
Туника из льна возрастом 4000 лет.
Скомканная, абсолютно неповрежденная египетская одежда, обнаружена на западном берегу Нила в гробнице Среднего царства. Уникальность этой ткани – непрошитые складки, сохранившиеся в идеальном виде даже спустя 4000 лет.
Невероятный женский наряд родом из Хюлдермоса.
Основой древнего образа служили: юбка средней длины и клетчатый шарф из шерсти. Дополнением к нему — две накидки из овчины. Несколько тысячелетий в болоте сыграли свою роль, превратив синий цвет юбки в горчичный, а красный орнамент шарфа — в светло-коричневый, что придает этому образу еще большей загадочности.
Предмет одежды, напоминающий современные носки.
Эти уникальные носки из красной шерсти с раздельными пальцами были созданы с помощью старинной техники вязания одной спицей. Египетские любители открытой обуви, вероятно, надевали их для удобства и комфорта под сандалии в жаркой пустыне.
Мантия украшенная золотой вышивкой
Мантия со двора Нормандского короля — традиционное византийское одеяние сшитое руками арабских мастеров Палермо.
Накидка XII века.
Популярная одежда древних римлян.
Самый древний предмет женского туалета, бюстгальтер, обнаружен в австрийском замке Ленгберг в 2012 году. Крой изделия тысячелетний давности удивительно похож на современный! Этот предмет туалета также известен как одежда древних греков, египтян и римлян.
Женская обувь XII века.
Несмотря на 700-летний возраст, находка хорошо сохранилась. Вместе с ней российскими археологами в огромном старом доме Новгорода найдены мелкие украшения, туфельки и гребешки.
Платье Тархан.
Древнее платье найдено в 1900-х годах в египетской гробнице. Вероятно, платье принадлежало молодой египетской моднице из богатой семьи. Спустя 5 тысяч лет целостность изделия была нарушена, юбка не сохранилась.
Плетеные сандали.
Сплетённые из коры полыни образцы сандалий возрастом не менее 10 тысяч лет стали для археологов шокирующей находкой.
Самые древние украшения.
Ожерелья и браслеты из набора орлиных когтей — названы самым старинным украшением древних людей. Удивительная находка пробыла под землей около 130 тысяч лет.
Юбка девушки из Эгтведа.
Короткая 40-ка сантиметровая шерстяная юбка девушки, жившей в Ютландии, обнаружена в 1921 году во время вскрытия ее могилы. В дополнение к юбке были найдены бронзовые браслеты и пояс, украшенный спиралями и шипом с бронзовым диском по центру.
Погребальное знамя китайской матроны.
Роскошное изделие, в которое было обернуто тело Син Джуй в 1971 году. Такую одежду из шелка могли позволить лишь самые богатые люди того времени.
Яркие перуанские одежды.
Красочные изделия культуры Паракас, сохранившиеся в песках Перу, изготовлены из хлопка и верблюжьей шерсти. Украшены вышивкой ручной работы, сделанной кактусовыми иголками. Народностью Паракас были использованы натуральные красители более двухсот ярчайших оттенков.
Игра «100 к 1» занялась исследованием того, что же было на русском, причём не только языке, но и человеке лет двести-триста тому назад. Список старинной одежды таков:
- Сарафан — 40 баллов; была даже песня, в которой девушка упрашивала мать не шить ей красный сарафан, вовсе не из-за нелюбви к обновкам, а поскольку новый сарафан полагался на свадьбу, а девушке хотелось ещё погулять и порадоваться жизни.
- Кафтан — 80 очков; судя по Ф в этом слове, и фасончик, и слово к нему заимствованы из чужеземног языка.
- Лапти — 120 баллов; плелись из лыка.
- Кокошник — 160 очков; дамское украшение.
- Тулуп — 200; у Пушкина становится почти героем «Капитанской дочки», ведь именно тулупчик спас жизнь Пети Гринёва, ибо был подарен страннику, оказавшемуся позже Пугачёвы.
- Валенки — 240 очков; до сих пор пользуются популярностью.
- Камзол — 280; иностранное платье петровской эпохи
- Сюртук — 320, последовал за камзолом и относится к веку XIX.
Сарафан — за эту старинную одежду открывшуюся на верхней строчке причитается всего 40 баллов;
Кафтан — за него отгаданного на втором месте увидим только 80 очков;
Лапти — такая старинная одежда приносит игрокам 120 баллов;
Кокошник — за головной убор открывшийся строчкой ниже полагается 160 очков;
Тулуп — за эту одежду на следующей строчке причитается 200 баллов;
Валенки — эта теплая обувь поможет привлечь к нашей копилке ещё 240 очков;
Камзол — появится на предпосленем месте и за него получим 280 баллов;
Сюртук — завершает игру старинная одежда и она нам в копилочку прибавляет 320 очков, успехов!
Какая одежда на самом деле может называться и быть старинной.Вот такой вопрос из области древности и старины в очередной раз задает занимательная игра-Сто к одному.И вот как выглядят названия такой одежды:
Сарафан -ему уже много веков на самом деле и это старинный вид одежды,за него в игре добавят 40 баллов;
Кафтан -его могли в древности позволить себе носить обеспеченные люди и ответ приносит 80 баллов;
Лапти -это символ России для туристов,за который дадут 120 баллов;
Кокошник — его носили женщины в старину, и это красивый головной убор по сути и он оценен в 160 баллов;
Тулуп -это такой вид одежды,который носится вместо шубы зимой и он добавит всего 200 баллов;
Валенки -это сейчас в них почти никто не ходит зимой,кроме детей и за него награда в 240 баллов;
Камзол -его носили богатые сословия в древности и царственные особы и ответ приносит 280 баллов;
Сюртук -его происхождение идет с древних времен,и тогда в нем ходили на балы и за ответ получаем 320 баллов.
Годом написания этого известного стихотворения числится 1924-й. К этому времени шушун имел все основания быть ветхим и считаться старомодным. А когда-то носился повсеместно. Что же это за одежда?
Шушун — в письменности это слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере (Вологодчина и соседние районы). Затем шушун разошелся по стране — за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды.
Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху (как мы это можем делать и сейчас с кофтами) или надевали в один рукав (левый).
Одежда под названием шушпан — из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан, и женская сорочка или сарафан. Но в основном — все же это была кофта из разряда душегрея.
Душегрея — общее название для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку (еще одно название одежды — кацавейка) крестьянские женщины надевали в праздничные дни.
Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним матушка Варварушка.
(Н. Телешов. «Крупеничка»).
В этой сказке известного российского писателя и организатора знаменитых «Телешовских сред» (проходящих в его доме на Чистопрудном бульваре), Николая Дмитриевича Телешова, описывается прием, который по сказкам я помню с детства. Взмахнуть рукавом — а дальше чудеса всякие посыплются. Что же за рукав такой необычный?
А это рукава-колокола летника. Если не держать руки согнутыми — могли и волочиться по земле, настолько были широки. Очень широкие и очень длинные рукава были у старинной (преимущественно) женской одежды под названием летник. В длину рукава были равны длине самого летника, в ширину — половине длины, вот какие рукава! От плеча до середины руки их сшивали, а нижнюю часть оставляли несшитой. И при старании и желании в таком рукаве можно было спрятать многое, не только чудеса.
Ферязь — праздничная одежда, ее полагалось надевать на самые большие праздники, причем имело значение и то, из чего ферязь сшита (бархатные, золотые, шелковые) — к каждому празднику свое. Это была и официальная торжественная одежда, в которой, по указу от 1680 года, обязаны были появляться ко двору бояре и прочие важные люди.
К распашной одежде относились опашень и охабень. Это тоже старинная летняя одежда, мужская и женская. Охабень — плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень — также летняя верхняя одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха (соболь, горностай, бобр) — часть и украшение богатого наряда, известного со стародавних времен (само слово «опашень» — с 1359 года). Опашень (и женская опашница) практически вышли из употребления к XVII столетию.
Нельзя не упомянуть и епанчу. Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые упоминается в «Домострое». К XVIII веку епанча стала форменной одеждой в армии. Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча!», и другие.
В коротком очерке невозможно передать все разнообразие верхней одежды, которую сейчас можно увидеть только в музеях. Как известно, Петр Первый одел всю знать в европейское платье. Старинная национальная одежда осталась только в деревнях. После революции 1917 года русский национальный костюм полностью вышел из употребления, за исключением телогреек, сарафанов и платков. О сарафанах можно будет прочитать в следующий раз.
Что может быть интереснее экскурса в прошлое? Но как это сделать? Хорошо бы взять в сопровождающие Хромого беса Асмодея, героя одноименного романа Алена Рене Лесажа, который умел летать, открывать крыши домов и знал все про всех, заглянуть вместе с ним внутрь дома и слушать его рассказы про людей, живших когда-то, все-все самое интересное.
А может проще, пойти в музей и посмотреть на старинные платья. Они очаровательны, загадочны и многое говорят о своей владелице. Конечно, современной женщине с нашим ритмом жизни не очень удобны представить себя идущей в магазин или на работу в таком платье, но они такие красивые, изящные , что наверняка каждая девочка, женщина хотела хотя бы раз их примерить, почувствовать себя в другом мире, в других реалиях.
Они роскошны — тонкая шелковая или бархатистая ткань, они дороги — кружево, корсет, вышивка, украшения . Большое количество юбок -до 8 шт тонкого батистового полотна с кружевами, сменил кринолин, затем амазонка — платье для верховой езды.
Цвет платья определялся сезоном, назначением, возрастом и индивидуальными особенностями носительницы. Шерсть, бархат — эти ткани подходили для верховой езды. Их украшали шикарными золотыми кружевами в отделке.
Предлагаю вам, уважаемые читатели, окунуться в атмосферу роскоши, элегантности и праздника, посмотрев на фото старинных платьев.
А кружева, в качестве отделки или отдельных деталей платья, или полностью кружевное платье — какая роскошь. Роскошь, изготовленная сотнями мастериц, стоили баснословных денег. На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьмы, кончали жизнь самоубийством. По официальным документам аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы.
В Испании на кружево тратили столько денег, что король Филипп III издал указ в 1623 году запрещающий носить кружева. Французкий король Людовик XIII, не был так строг, он нашел выход не с помощью запретов, а с помощью развития кружевоплетения и открытия центров, для чего из Венеции, которая славилась своими кружевных дел мастерицами, были выписаны несколько сотен кружевниц. Сложный декор, изящная композиция, придавали неповторимый воздушный шарм ранним французским гипюром. Мода на кружева продолжалась до французской революции.
Самыми дорогими и изысканными считались венецианские кружева. Венецианский гипюр был широко распространен в 17 веке. Они замысловатые в узоре, но просты в исполнении, так как выполнены из узкой тесьмы на сетке.
Испанские кружева вырабатывались из шелка и золотых и серебряных металлизированных нитей. Их называли «филигранным гипюром»
В Англии кружево появилось в 16 веке. А широкую популярность приобрело благодаря королеве Виктории. Английское кружево создано из тонких нитей льна, соединенных вышивкой с шелковым шифоном. В своем любимом кружеве под названием «Honiton» она принимала коронацию, ее первого ребенка крестили в этих кружевах. С ее легкой руки это кружево и в наши дни является кружевом королевы Англии.
Ирландское кружево -вязанное было известно еще в 16 веке, а широкое распространение получило в 17 веке, так как на его производство по сравнению с вышитым кружевом, уходит значительно меньше времени. На изготовление игольчатого кружевного воротника было потрачено 3 месяца работы, изготовление ирландского кружевного вязаного воротника занимало 2 недели.
В 19 веке кружево уходит из мужского костюма, но женщины с ним не расстаются. Они украшают им не только одежду, сумочки, зонтики, но и предметы интерьера.
В России кружево было известно и до 18 века, но активное распространение получило когда Петр I выписал из Голландии кружевниц для обучения мастерству . Плели кружево в монастырях, а так же крепостные крестьянки, не гнушались этим рукоделием и девушки -дворянки. «Неузорницей» — так неодобрительно называли девушку не владеющую этим искусством. Кружева были непременной частью приданого невесты из любого сословья.
Не только кружевом украшали платье, но и тонкой вышивкой шелковыми нитями, пайетками, бусинами, полудрагоценными и драгоценными каменьями.
И не только женское платье украшали вышивкой, но и мужское тоже.
Приходится удивляться: когда люди жившие в те года находили время, чтобы создавать подобные шедевры, насколько они были наблюдательны и кропотливы и наверняка черпали свое творческое вдохновение у природы.
Русская духовная и материальная культура богата и глубока, что, конечно же, нашло отражение и в русском народном костюме. Народные костюмы любой нации или этноса объединяет в себе эстетические вкусы и объединяет в себе функциональные особенности и образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей. Уже не раз мы знакомились с элементами женского народного костюма, настало время поговорить о мужском!
В отличие от исконного дамского гардероба, мужские наряды не отличались разнообразием. Если женский сарафан скрывал фигуру, то мужская одежда её подчёркивала. Итак, основными элементами мужского костюма были:
Штаны-порты
Главная составляющая мужского национального костюма. Нижнюю часть брючин заправляли в сапоги или обвязывали «портянками»-онучами, которые носили вместо носков с лаптями, поэтому и шили их немного укороченными. Синие с белой полоской по бокам, брюки могли быть облегающими или широкими как шаровары. Со временем появились и стали модными карманы, до этого кисет и гребень подвязывали к поясу.
Пояс
Пояс был не менее важной деталью мужского костюма – без пояса, как и без креста, ходить было неприличным. Пояс, который повязывали младенцу, вводил его в мир людей, в пространство культуры. Пояс выступал оберегом и даже опознавательным знаком – узоры на нём говорили о принадлежности определённой местности. Также мужчины по-разному подвязывались поясом. Молодые парни использовали более широкие и длинные пояса на талии, а люди солидного возраста – под животом. Женатые надевали короткий узкий пояс или даже шнур.
Рубаха
Рубаха – элемент одежды, который мужчины носили с малых лет. Она была длинной, носилась поверх штанов и подвязывалась поясом. Рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой была особенно популярной. Чаще всего для пошива рубахи выбирали ткани светлых оттенков – серой, белой или бежевой, а также красные ткани. Рукава, горловину и низ вещи украшали вышивкой или тесьмой, которые имели сакральное значение. Свадебные рубахи вышивала невеста – украшение даже выступало в роли оберега.
Головные уборы
Да, мужчины тоже укрывали головы, особенно в холода. Они носили тафьи – особые круглые шапочки, которые старались не снимать даже в церкви, что ею осуждалось. Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов в зависимости от социального статуса человека. В тёплое время года мужчины носили картузы, грешевики и соломенные шляпы, а зимой ушанки и малахаи. Головные уборы украшались тесьмой, лентами, цветами, а также вышивались бисером.
Верхняя одежда
В зависимости от времни года мужчины носили зипуны, длинные кофтаны, свиты, тулупы и шубы, подпоясанные кушаком. Зажиточные семейства могли себе позволить украшать верхнюю одежду меховыми манто, а бедные защищались от морозов и ветра высокими стоячими воротниками.
Русские народные промыслы — один из видов народного творчества. Это различные предметы, искусно сделанные руками мастеров-ремесленников.
Издавна мастера делали самобытные художественные вещи: расписные шкатулки и посуду, тонкие кружева, яркие игрушки, плетеные корзины и многое другое.
Среди самых известных народных промыслов:
дымковская игрушка;
палехская роспись;
хохлома;
гжель;
вологодское кружево.
Каждое изделие выполнено вручную с применением художественных способов изготовления и украшения. Мастера бережно хранят и передают секреты изготовления этих вещей из поколения в поколение.
Произведения народных умельцев справедливо относят к народному творчеству. В них отражаются традиции, культура и самобытность русского народа.
Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.
По одежде можно было определить, какое положение человека, его род занятий. Одежда богатых и знатных людей — князей, бояр, купцов, — была богато украшена вышивкой, отделана мехами и драгоценными камнями. Ее шили из дорогих тканей: шелка, бархата, парчи.
Крестьяне и другие простые люди одевались скромнее. Их одежда шилась из сотканного вручную домашнего (домотканого) льняного полотна.
Теплую одежду делали из грубого шерстяного сукна, или овечьей шерсти. Рубахи украшали ручной вышивкой.
Корсетка — женская верхняя одежда без рукавов. Застежка на ней могла быть спереди или сбоку.
Кафтан — верхняя мужская одежда с рукавами. Спереди завязывался на тесемки или застегивался на пуговицы.
Шуба — теплая верхняя зимняя одежда из меха животных: медведя, соболя, куницы, белки и других. Шубы можно было носить мехом наружу или вовнутрь.
Косоворотка —длинная мужская рубаха до бедер. Разрез для шеи делали сбоку, а не посередине. В старину длина косоворотки могла доходить до колен. На талии ее перевязывали поясом или шнуром.
Рубаха —нательная одежда с рукавами, которую носили мужчины и женщины. В отличии от косоворотки разрез для шеи находится по центру переда.
Охабень — длинная верхняя одежда, застегивающаяся спереди на петлицы. На рукавах делали большие разрезы. Охабень носили как мужчины, так и женщины.
Серьга—женское украшение. Старинные серьги в народном костюме часто крепились к головному убору как подвески. Их изготавливали из золота, серебра, меди, кости и украшали речным жемчугом, перламутром. Позже серьги стали украшать стеклянным бисером.
Кичка— праздничный женский головной убор, который часто украшали «рогами». Кика, или кичка полностью скрывала волосы. Ее носили только замужние женщины.
Кокошник— старинный женский головной убор.
По форме он напоминает полумесяц или раскрытый веер вокруг головы. Дорогие кокошники богато украшались золотым шитьем, бусинами, жемчугом и даже драгоценными камнями. Этот головной убор считается символом русского женского народного костюма.
Душегрейка— короткая, до талии, женская крестьянская верхняя одежда с узкими длинными рукавами.
Группа Historiчка Обязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!
Дорогие друзья , поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!
Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ
- Интеллектуальные игры по истории и другим предметам
- Олимпиады по истории и обществознанию
- 7 покушений на Александра II — из рубрики «7 фактов из истории России»
- Политические партии России в начале XX века
- Новая рубрика — Фильмы по истории
- Рубрика «Занимательная история и увлекательное обществознание»
- Коллекция грамот по истории и обществознанию
- Портфолио ученика (содержание)
- Материалы для подготовки к Последнему звонку и Выпускному
7 предметов древнерусской одежды
Кто не помнит живописное роскошество одеяний древнерусских князей, изысканность облачения аристократии или скромную одежду крестьян?
Если тело можно было считать храмом, то одежда была его украшением. Но и не только. Природные силы всегда вносили поправки в исконно русское одеяние.
Сорочка или сорочица была основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных. В классическом варианте сорочица была нательной рубахой. У мужчин она могла доходить до колен, носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремнем или тканным шнурком. У женщин она могла быть длиной и до ступней, рукава ее собирались в складки у запястья и сдерживались обручами. Ворот такой рубахи, как правило, был низким, чтобы шея оставалась голой. Сначала это был просто вырез, в который проходила при надевании голова. Разрез с застежками или завязками появится чуть позже. Застегивали ворот на небольшую пуговицу, которая могла быть и костяной, и деревянной, и бронзовой. Особо нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, которые обшивались узорами из золотых нитей.
Старинный русский костюм был весьма многослоен. Если сорочица надевалась в начале, то кожух завершал композицию. Этот верхний покров был самым теплым слоем, для его отделки использовались козлиные и овечьи шкуры. Кожухи носили как женщины, так и мужчины. Богатые кожухи были сделаны из хорошо выделанной мягкой кожи, расшивались жемчугом и украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей. В духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.) можно встретить такие описания: «кожух черленый женчюжный», «кожух желтая обирь», два «кожуха с аламы с женчюгом». Кожу для этого наряда красили в разные цвета, но чаще всего использовали красный: «кожух чермничный», «кожух черленный». Люд попроще носил кожухи из грубо выделанной кожи.
Вообще, предметы костюма типа накидки в древней Руси были весьма популярны. Одной из них было корзно – длинный, доходящий почти до пят плащ, который застегивался на правом или левом плече запонкой с петлицами или на драгоценную пряжку. Это был княжеский предмет одежды, о чем говорит, например, его относительная дороговизна – его пошив стоил гривну. Иногда корзно могло быть не только плащом, но и наплечной распашной одеждой со сшитыми боковыми швами. Едва ли эта накидка была удобной одеждой – длиннополый плащ, покрывающий половину тела, вряд ли мог дать нужную свободу движений, особенно в военных походах, так что он служил, скорее, индикатором статуса и надевался «по случаю».
Если корзно носила только знать, то люди рангом пониже могли накинуть на себя мятль – еще один вид безрукавного плаща. Это как раз тот случай, когда можно сказать «просто и со вкусом». Впрочем, добротности у мятля не отнять. Есть сведения, что устанавливался даже штраф в три гривны для того, кто в драке разорвет чей-то мятль (по другим летописным источникам, стоимость мятля составляла полгривны). О цвете мятля точно не известно, но в летописях упоминаются рудавые (красно-бурые) и черные мятли.
Крестьяне и небогатые горожане носили вотолу (или волоту) – кусок толстой посконной материи или грубой шерстяной ткани, который накидывали на плечи в сырую и холодную погоду. Длина вотолы была до колен или икр. Она застегивалась или завязывалась у шеи и иногда имела капюшон. В таком наряде пойти на церковный обряд, было, конечно, неприлично, но вот собирать в ней яблоки в дождливый октябрьский день – самое то.
Портами могла обозначаться как одежда в целом, так и штаны, для которых было еще несколько древних названий – гачи и ноговицы. Порты были довольно узкими штанами с поясом на вздежке. Их всегда носили заправленными в сапоги или онучи, поэтому сказать, насколько они были длинными, сложно, на всех изображениях они полностью облегали ногу. До конца XVII века в штанах не было карманов – все необходимые мелкие вещи надо было носить на поясе, который крепился к ремню или в специальной сумке – калите.
Выйти на улицу с непокрытой головой для древнерусского человека было весьма зазорно. Среди древних головных уборов выделяются, конечно, шапки. Первоначально их и валяли, и плели, и вышивали из меха. Самым устойчивым фасоном были полусферические шапки с меховой опушкой. Есть легенда, что однажды московские князья получили в подарок от Узбек-хана золотую тюбетейку бухарской работы. Они велели приделать к ней соболью опушку, и она превратилась в великокняжеский венец, больше известный сейчас как «шапка Мономаха». Еще одним восточным головным убором была тафья. Это была маленькая плоская шапочка, которая закрывала макушку головы. Особенно богатым был женский головной убор. Тут был и убрус, и чело (очелье), и повоец, и привитка.
Старинная русская одежда шилась из простых тканей и отличалась простым кроем, но обязательно украшалась вышивкой, тесьмой.
Праздничная одежда расшивалась бисером, речным жемчугом.
И мужчины, и женщины носили рубахи. А у совсем маленьких детей – рубаха была единственной одеждой .
Женские рубахи были очень длинными, до щиколотки
Поверх рубахи надевали сарафан — платье на широких лямках
В южных районах носили не сарафан, а юбку — понёву , поверх которой спереди повязывался передник (фартук).
Необходимой частью костюма были и цветные широкие пояса. Девушки к поясу привешивали сшитые из различных лоскутков нарядные сумочки «для гостинцев».
Верхняя женская одежда
Основными видами мужской одежды были рубаха и порты , причем у знати это была нижняя одежда, у народа — основная.
Длинные рубахи, чуть ниже колен, носили знатные и пожилые люди, более короткие — молодежь и бедняки.
Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом (если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался). Пояс из широкого куска ткани или плетёный — назывался кушак .
Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками.
Все узоры и орнаменты, украшавшие одежду, как бы охраняли человека от сглаза и напастей.
Порты , суженные у щиколотки штаны, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни — шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком — гашником.
Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами, или обертывались онучами ( длинные узкие куски ткани ), и на них надевались лапти , плетёная из липовой коры обувь. Лапти подвязывались
обвивались и
Верхняя мужская одежда
Зимой зажиточные люди обували валенки- теплую обувь, свалянную из овечьей шерсти